Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

В последние годы много споров и дискуссий возникает по решению вопроса о выплате страхового возмещения по потере товарной стоимости, сокращенно УТС согласно указаниям закона о ОСАГО.

Причиной возникновения проблемы, связанной с осуществлением платежей по УТС в случае повреждения автомобиля, послужило увеличение требований, предъявляемых потерпевшими по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Что это такое

Автомобиль, как правило, в результате дорожно-транспортных происшествий приходит в негодность, поэтому он подлежит восстановлению.

Под понятием «утрата товарной стоимости» подразумевается невозможность восстановления его технического состояния и стоимости в соответствии с тем, которое было до ДТП.

Оно выражается в объективно необратимых изменениях:

  • его технических параметров, характеризующих габариты,
  • физико-химических свойств, которые имеют материалы для изготовления конструктивных деталей,
  • характеристик соразмерно технологическим процессам, постепенно ухудшающим функциональные и эксплуатационные характеристики автомобиля.

Разница в цене составляет размер товарной стоимости, которая теряется при попадании автомобиля в аварию. В некоторых случаях он существенно превышает размер нанесенного ущерба, если автомобиль был новый, а ДТП было небольшим.

Производящаяся за утрату товарной стоимости компенсация, служит доказательством того, что автомобиль фактически побывал в дорожном происшествии.

Взыскание утраты товарной стоимости

Законодательство по Гражданскому праву признает факт реального ущерба от аварийных ситуаций, сложившихся на автодорогах.

Следовательно, возникает необходимость в установлении утраты товарной стоимости, основанной на оценке ущерба от ДТП путем проведения технической экспертизы и осуществления платежей по ОСАГО.

Работы по восстановлению прежнего состояния автомобиля сопровождаются убытками, которые несет владелец автомобиля.

Он имеет право потребовать у страховой компании возместить затраты согласно договора по ОСАГО. Зачастую страховые компании стремятся снизить расходы на восстановительные работы, отказывая в проведении экспертизы.

Хотя в их обязанности входит назначение технической экспертизы автомобиля, чтобы с точностью выяснить размер утраты товарной стоимости.

Многим владельцам транспортных средств приходится обращаться в суд с исковым заявлением, чтобы взыскать УТС по ОСАГО. Но этим вариантом можно воспользоваться только в отдельных случаях.

К ним относятся:

  • год выпуск автомобиля, если он иностранного производства не должен превышать пяти лет, отечественного и стран СНГ не более трех лет,
  • амортизация автомобиля не должна превышать 35 % на момент получения повреждения,
  • случай должен классифицироваться как страховой в соответствии с действующими нормами.

Выплата компенсации обосновывается решением суда. Она позволяет возместить утрату товарной стоимости автомобиля, для чего необходимо предоставить размер УТС.

На практике зачастую страховые компании в добровольном порядке не совершают платежи за утерю товарной стоимости, оценка производится без расчета.

При установлении УТС каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Несмотря на отсутствие в правилах обязательного страхования прямого указания на возмещение расходов, необходимо учитывать ухудшение потребительских свойств автомобиля, впоследствии снижающее его реальную рыночную стоимость.

ОСАГО для юридических лиц рассматривается здесь.

Правовые основы

По решению Верховного суда РФ, испущенного за номером ГКПИ07-658, опубликованного в июле 2007 года, УТС автомобиля приводит к уменьшению его фактической реальной стоимости.

Она относится к реальному ущербу, ухудшающему эксплуатационные качества автомобиля и вместе с затратами на восстановление ее необходимо учесть при установлении размера страховых платежей сообразно повреждению имущества потерпевшего.

Гражданский кодекс РФ под убытками подразумевает расходы, утрату либо поврежденное имущество, недополученные доходы в качестве упущенной выгода.

Вместе с тем в законе об ОСАГО, в частности статье 6 приводится список случаев, которые исключены из состава страховых рисков, в том числе УТС.

По указанию Верховного суда исключение УТС из состава страхового возмещения по ОСАГО противоречит закону об ОСАГО, уменьшая права потерпевшего на получение возмещения за ущерб.

В правилах ОСАГО установлены типовые условия, по которым заключается договор. В нем разъяснены способы определения страховых выплат, осуществления независимой экспертизы.

Форму страховых выплат по компенсации причиненного ущерба имуществу с согласия потерпевшего лица можно заменить натуральной, например, организовать ремонтные работы. Однако в правилах, законе ОСАГО не отмечается о возмещение страховой суммы.

По вопросу необходимости проведения обязательной независимой экспертизы, чтобы выяснить размер подлежащих к возмещению убытков при повреждении имущества.

В правилах ОСАГО отмечено, что ее основополагающей задачей является выяснение стоимости ремонтно-восстановительных работ, не определяя стоимость УТС.

Что касается размера страховых выплат, то в правилах указано о возмещении реального ущерба и других видов расходов, оплаченных потерпевшим лицом.

К ним относятся расходы на:

  • потребные материалы и запасные части,
  • вознаграждение работникам СТО за выполненные работы,
  • транспортирование материалов, запасных частей к местоположению СТО, где производится ремонт,
  • транспортировку имущества к месту, где должны произвести ремонтные работы и обратно.

Что еще раз подтверждает, утрата товарной стоимости как таковая не учитывается и не входит в состав страховых выплат по ОСАГО.

Не будет лишним при заключении договора со страховой компанией внимательнее ознакомиться с условиями, которые они предоставляют во избежание негативных последствий при возникновении дорожно-транспортных происшествий.

Как рассчитывается УТС

Чтобы рассчитать величину УТС, необходимо установить первоначальную стоимость автомобиля. Реальный размер компенсационных средств, возможно, определить исключительно в ходе проверки его состояния.

В расчет вводится коэффициент ka, характеризующий стоимость ремонтно-восстановительных работ. Если он меньше 10 % по отношению к первоначальной цене с учетом его изношенности, то расчет УТС производиться в исключительных случаях.

Однако его осуществление практически бессмысленно при значительном превышении его фактической рыночной цены, если вышеуказанный коэффициент составляет более 90 %.

С точки зрения экономической целесообразности не вполне разумно рассчитывать УТС и проводить экспертизу автомобиля при превышении стоимости запчастей потребных для осуществления ремонтных работ по отношению к стоимости выполнения самих работ, то есть при kb 40%.

Стоимость запчастей в расчете не учитывается. Действующими законодательными актами не установлена четкая методика производства расчета УТС, чтобы судить об их правильности.

В то же время существует несколько методик, которые применяются для производства расчетов. По ним определяются определенные виды показателей, позволяющие получить в той или иной мере утрату товарной стоимости.

Расчеты УТС производятся на день, когда произошло ДТП. Обычно ее величина составляет от 10 до 20 % от реального размера нанесенного ущерба.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что единственной доказательной базой является постановление президиума Верховного суда РФ, изданное в августе 2005, его решение за номером ГКПИ07-658, датированное июлем 2007 года.

Указанные документы позволяют гарантированно взыскать возмещение, уплачиваемое за утрату товарной стоимости. Вопрос об УТС по ОСАГО решается судом, который на основании своего решения взыскивает его со страховых компаний. Они по собственной инициативе не удовлетворяют требования клиентов, которые заключили договор с ними по ОСАГО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: