Сегодня законодательство, действующее на территории Российской Федерации, позволяет застраховать практически любую деятельность. Даже морские перевозки – они связаны с большим количеством самых разных рисков. Договор страхования данного типа имеет большое количество самых разных особенностей.
Особенности
Морское страхование представляется собой особого рода услугу. Она предоставляется на основании договора, согласно которому за определённо плату СК осуществляет финансовую защиту имущественных интересов своего клиента.
При наступлении обозначенного в тексте соглашения риска возникает обязательство по выплате страхового возмещения. Данный тип услуги является одним из старейших страховых продуктов.
Подобного рода соглашения между предприятиями и купцами заключались ещё до нашей эры (VIII-VIIв.в.). В начале XII века морское страхование начало активно практиковаться в Италии. Чуть позже оно стало использоваться во всем мире.
Страхование рассматриваемого типа может покрывать ущерб, возникший в результате:
- полной гибели имущества,
- повреждения, но исключая полную гибель,
- частной аварии,
- полной гибели и или же частичного повреждения.
Перечень рисков, которые могут быть включены в договор, очень обширен.
Чаще всего в соглашении обозначаются следующие страховые случаи:
- повреждение/гибель по причине возникновения сложных погодных условий – волнение моря, буря, опрокидывание, либо столкновение,
- повреждение огнем в результате пожара,
- пиратство, либо преднамеренный выброс страхуемого груза за борт,
- поломка ядерных установок,
- повреждение в результате стихийного бедствия – землетрясение, удар молнии, извержение вулкана,
- повреждение при погрузке или же выгрузке.
Также имеется достаточно обширный перечень исключений.
Он включает в себя наступление обозначенных в договоре рисков по причине следующих событий:
- террористических актов, всевозможных забастовок и стачек, беспорядков,
- ведения боевых действий – гражданской войны, мятежей, восстаний и иного,
- попадание в судно торпед, мин, пуль,
- попадание застрахованного объекта под действие ионизирующей радиации,
- неосторожности или же злого умысла самого страхователя, выгодоприобретателя.
Страховая услуга рассматриваемого типа может предоставляться: на срок или же на рейс (несколько рейсов).
Величина страхового возмещения может определяться следующими способами:
- по стоимости балансовой,
- по экспертной оценке.
На величину страховой премии влияет очень большое количество самых разных факторов:
- величина страхового покрытия в денежном эквиваленте,
- характеристики судна, используемого для транспортировки груза (год постройки, его тип, грузоподъемность),
- район эксплуатации,
- наличие франшизы,
- длительность действия заключенного договора.
Условия договора
Соглашение рассматриваемого типа имеет большое количество различных особенностей.
К самым важным следует отнести:
- договор морского страхования заключается в письменной форме,
- соглашение сохраняет свою силу в следующих случаях:
- если вероятность возникновения убытков отсутствует по какой-либо причине,
- если убытки, которые подлежат возмещению, уже возникли.
- согласно действующему на территории РФ законодательству страховщик освобождается от обязанности возмещать убытки, возникшие вследствие наступления следующих событий:
- поражения объектов страхования радиационным излучением (в результате ядерного взрыва или иного),
- возникновения повреждений по причине ведения боевых действий, народных волнений, гражданской войны и иных подобных явлений.
- если судно, осуществляющее транспортировку застрахованного груза, пропало без вести, то страховщик обязан возместить также его стоимость,
- если в договоре присутствует такой риск, как полная гибель, то страхователь может отказаться от своих прав на страхуемое имущество при наступлении следующих событий:
- судно пропало без вести,
- установлен факт полной гибели по обозначенным в договоре причинам,
- отсутствует экономическая целесообразность восстановления судна,
- отсутствует экономическая целесообразность доставки груза в пункт назначения,
- осуществлен захват судна и груза пиратами (при длительности данного события более чем 6 часов подряд).
Очень важным пунктом, отраженным в законодательстве, является следующий момент: если страхователь или страховщик знал о каких-либо обстоятельствах, делающих возникновение обозначенных в договоре страховых рисков невозможным, то исполнение условий соглашения не обязательно для стороны, которой о данном факте известно не было. Данный момент освещается ст.№261 КТМ РФ.
Судно может считаться пропавшим без вести только в том случае, если о его нахождении неизвестно в течение срока, в два раза превышающего время, необходимое для доставки груза от пункта загрузки до пункта отгрузки.
При этом срок, требуемый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее:
- 6 месяцев – в обычных условиях,
- менее 1 и более 3 месяцев в условиях ведения боевых действий.
Данный момент освещается в ст-48-ктм КТМ РФ. Если страхователь отказался от своих прав на судно и груз, то они передаются страховщику. Данный момент освещается в ст.№278 КТМ РФ.
К договорам морского страхования предъявляются те же требования, что и к соглашениям по иным услугам данного типа. Также имеются специальные правила страхования.
Формирование договора осуществляется только с их соблюдением. Данные правила должны полностью соответствовать законодательству, действующему на территории Российской Федерации. В противном случае договор может быть признан ничтожным.
Субъекты и объекты
В качестве объекта морского страхования может выступать любой имущественный интерес, который тем или же иным образом связан с перевозкой грузов.
Объектом может являться:
- судно (на плаву или же только строящееся),
- фрахт или же груз,
- оплата проезда пассажиров,
- оплата пользования судном,
- возможная прибыль от реализации доставляемого груза,
- причитающаяся капитану и членам команды заработная плата.
Также в страховое покрытие могут включаться расходы на медицинскую транспортировку – репатриацию тела или же останков погибших членов команды.
В качестве субъектов имущественных интересов могут выступать:
- судовладельцы,
- предприятия, осуществляющие использование судна в соответствии с договором аренды, заключенным с владельцем,
- оператор судна,
- банк-кредитор.
Если в качестве субъекта выступает банк-кредитор, то судно становится обеспечением под выдаваемый кредит. Если судно отдается в аренду, то собственник на все её время освобождается от права владения, а иное лицо или предприятие принимает его.
Аналогичная ситуация складывается, если присутствует оператор судна. Он также может являться субъектом морского страхования.
На что следует обратить внимание
Страхование рассматриваемого типа имеет большое количество особенностей. Все их необходимо учитывать. Особенно это касается абандона – отказа от права владения в пользу страховой компании.
Данные моменты должны быть в обязательном порядке освещены в договоре. В противном случае использование абандона не является возможным.
Если же в договоре страхования все же обозначена возможность проведения данной процедуры, то необходимо ознакомиться с особенностями её выполнения.
Она может быть осуществлена двумя способами:
- страховщику переходят права собственности на все имущество целиком,
- страховщику переходят права собственности на часть имущество – пропорционально максимальной величине страхового возмещения.
Когда происходит полная конструктивная гибель судна и страховая компания осуществляет выплату в пользу выгодоприобретателя, то останки судна обычно переходят в собственность страховой компании. Дальнейшая судьба их всегда зависит от воли её руководства.
Либо если какие-либо составные части груза, детали судна ещё годны для реализации, то из страховой премии вычитается их стоимость. Право собственности при этом остается за страхователем.
Морское страхование на сегодняшний день – одна из самых востребованных услуг. Так как стоимость судна, осуществляющего перевозку, а также груза достигает порой очень больших сумм. И гибель их приводит к серьезному финансовому ущербу.