Целью создания общего страхового рынка ЕС является обеспечение свободы продвижения страховых услуг, развитие предпринимательства способствующее конкуренции и росту эффективности работы страховщиков. Этот процесс не может быть быстрым.
Поскольку каждая из стран, входящих в состав ЕС, имеет свою собственную нормативно-правовую основу страховой деятельности, свою систему страхового надзора, исходящие из национальных особенностей.
Отличаются также и страховые продукты, налоговые условия страхования, условия деятельности страховщиков. Поэтому развитие единого страхового рынка идет в двух направлениях:
1) обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах ЕС,
2) гармонизация страхового законодательства.
Руководителем и координатором всей этой деятельности является Европейский комитет по страхованию, в состав которого входят все национальные союзы и представительства страховщиков.
Принципами создания общего страхового рынка в рамках ЕС являются:
1) свобода создания филиалов в странах-сообществах для любого его члена,
2) свобода распространения страхового продукта в рамках сообщества для любого его члена без обязательного открытия филиала,
3) честная конкуренция на добросовестных и равных условиях,
4) невозможность использования запрещенных элементов конкуренции.
Директивы ЕС по страхованию составляют основу страхового регулирования в странах ЕС. Первая директива относится к личному и иному страхованию, она является основной, так как все последующие базируются на ней. Этот документ предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам-членам ЕС:
1) единые правила по финансовым гарантиям: по платежеспособности и по гарантийному фонду страховщика,
2) единая группировка классов страхования, обеспечивающая унификацию страховых продуктов.
Страховое регулирование и надзор распространяются на все классы страхования. Выделение классов производится в соответствии с природой покрываемых рисков, в частности, предусмотрена группа рисковых видов страхования и личное страхование,
3) единые правила лицензирования, обеспечивающие унификацию требований по лицензированию страховой деятельности на территории всех стран-членов ЕС,
4) правила, определяющие ответственность национальных органов надзора за регулированием страховой деятельности. Они предусматривают разделение ответственности между странами, где выпускается страховой продукт и где продукт продвигается и продается.
Вторая директива по личному и неличному страхованию предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на территории всех стран-членов ЕС.
До принятия данной директивы существовали ограничения только по продвижению небольших рисков, продвижение больших рисков не имело ограничений. Директива говорит о необходимости контроля за продвижением всех рисков, причем, этот контроль должна осуществлять та страна, которая продвигает страховую услугу.
Третья директива по личному и неличному страхованию предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам-членам ЕС:
1. Правило о передаче и распространении страхового портфеля и отдельных страховых рисков. Оно предполагает разделение и некоторое пересечение обязанностей между органами надзора стран, выпускающих и продвигающих страховой продукт. Оно вводит обязательный контроль массовых рисков, который должен осуществляться странной, выпускающей полис.
2. Правила единой лицензии.
3. Правило запрета мелочной опеки по предварительному и систематическому согласованию условий полиса, тарифов и математической базы со стороны регулирующих органов надзора (потребовать дополнительную информацию о страховщике можно лишь, если есть подозрения в недобросовестности).
4. Правило о следовании принципу хорошего качества предоставляемой услуги.
5. Правило о координации регулирования технических резервов означает соблюдение следующих требований:
. по обязательствам: определение перечня технических резервов и расчет резервов должны идти по годовому бухгалтерскому отчету страховых компаний,
. по активам: выбор направлений и объектов размещения активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в соответствии с предложенными рекомендациями.
6. Правило о качестве и содержании информации, предоставляемой страхователю по личному страхованию.
Существуют также специальные директивы: по кредитному страхованию, страхованию ответственности заемщика, а также по страхованию автогражданской ответственности, юридической защите бухгалтерской и других видов отчетности.
Требования, предъявляемые к национальным органам надзора за страховой деятельностью:
1. Органы надзора должны осуществлять надзор за финансовой деятельностью страховых компаний (платежеспособностью, размещением активов).
2. Органы надзора должны разработать надежные административные и учетные процедуры контроля деятельности страховых компаний, а также механизмы внутреннего контроля.
3. В центре внимания органа страхового надзора должен находиться анализ платежеспособности страховой компании, включающий:
. оценку рисков, связанных с активами,
. актуарный анализ риска,
. анализ соотношения активов с принятыми обязательствами,
. валютное согласование,
. анализ эффективности и прибыльности.
Существуют правила единого лицензирования для всех странчленов ЕС:
1) использование единых организационно-правовых форм для создания страховых компаний,
2) ограничения на вид деятельности,
3) обязательность предоставления схемы страховых операций, схемы погашения страховых рисков в экстренном случае,
4) обязательность наличия гарантийного фонда,
5) честность, добропорядочность и т. д.