Страхование водного транспорта

Страхование водного транспорта является подвидом транспортного страхования и сохраняет при этом его основные особенности. Оно набирает все большей популярности сегодня  в связи с увеличением объемов морских и речных перевозок. Этот вид страхования является добровольным.

Какие имеет особенности

Страхование водных ТС базируется практически на идентичных принципах тем, которые применяются в страховании автотранспортных средств.

Страховая оценка имеет итоговую сумму, которая зависит от рыночной цены плавучего средства. Сумма страхования в этом случае никогда не превышает реальной стоимости ТС.

Предметами соглашения могут стать следующие транспортные средства:

  • маломерные водные судна,
  • лодки,
  • яхты,
  • катамараны и т.д.

Договор страхования водного транспортного средства в обязательном порядке определяет объем страхового покрытия и величину страховых платежей, которые будут зависеть от размера взятых страхователем обязательств.

Можно предусмотреть следующий размер покрытия:

  • с ответственностью за гибель и повреждения,
  • с ответственностью за полную гибель с учетом затрат на спасение,
  • без ответственности за повреждения (при исключении случаев гибели имущества).

Договора страхования такого вида могут заключать на определенный срок или  отдельный рейс. Особенным видом в контексте данной гарантированной защиты выступает страхование водного транспорта маломерных судов или морское страхование.

Подавляющее число перевозок осуществляется морскими судами. Более того, серьезные международные транспортировки редко обходятся без участия морских суден.

Маломерные судна и прочие морские ТС идеальны для внешнеэкономических перевозок. Альтернатива есть, но она будет в любом случае проигрышным вариантом.

Воздушные перевозки наиболее быстрые, но и также наиболее рискованные и затратные. Перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом надежны и достаточно дешевы.

Но стоит отметить, что далеко не в каждую точку мира можно добраться на поезде или машине, да и сам процесс транспортировки будет длительным.

Страхование проводится также и относительно речных средств, которые используются при внутригосударственных перевозках.

Заключение страховых договоров, а также специфика их выполнения регламентируются одинаково как для речных ТС, так для морских посредством норм КТМ РФ и Международным законом о морском страховании 1906 года.

Страхование судов и грузов проводится по стандартным условиям, которые были предложены Институтом лондонских страховщиков.

Предостережения в большей мере касаются соблюдения навигационного порядка. Например, суднам запрещено входить в опасные воды, а особенно в зимнее время.

Что является объектом

Объектами страхования по данному виду выступают речные и морские ТС гражданского назначения, среди которых можно отметить:

  • транспортные судна (грузовые, пассажирские, грузопассажирские),
  • промышленного предназначения,
  • промышленно-хозяйственные, лесопромышленные, сельскохозяйственные, энергоснабжающие,
  • административно-служебные,
  • научно-исследовательские, а также иные.

Но фактически КТМ РФ иначе представляет нам объекты страхованная водного транспорта. Согласно ст. 249 данного кодекса объектом морского страхования может быть любой имущественный интерес, который связан с торговым мореплаваньем.

Это и судно, корабль, который планируют построить, груз, фрахт, ожидаемая прибыль или плата. Объект страхования в любом случае прописывается в страховом соглашении.

Существуют отдельные виды страхования, которые, в свою очередь, зависят от предмета страхования:

  • страхование карго (гарантированная защита груза),
  • страхование каско (ТС и его частей),
  • страхование контейнеров,
  • страхование ответственности перед третьими лицами.

Страховщиками в отношении российских судов или иностранных, зарегистрированных в реестре судов РФ, могут выступать российские компании, имеющие соответствующую лицензию.

Какие могут быть риски

Существует пять основных групп рисков при страховании морских и речных судов, которые можно покрыть страховкой:

  • связанные с гибелью и повреждением судна,
  • связанные с повреждением судна, за исключением его гибели,
  • риски, по которым не учитываются траты, возникающие при частной аварии,
  • связанные исключительно с гибелью судна и его спасением,
  • связанные только с гибелью судна.

Если страхователем был выбран тип страхования на случай гибели и повреждения судна, то страховка покроет:

  • убытки, полученные в результате гибели или повреждения судна огнем, молнией, бурей или посадкой на мель, а также те, которые связаны с проблемами загрузки или разгрузки топлива,
  • ущерб, полученный при поломке валов, а также от скрытых дефектов корпуса,
  • убытки, вызванные мерами, принятыми относительно его спасения,
  • ущерб, полученный в результате пропажи судна без вести,
  • убытки по общей аварии,
  • ущерб перед другим судовладельцем,
  • все расходы, связанные со спасением судна и предотвращением аварии.

Договора по данному виду рисков заключаются обычно с предусмотренной 3% франшизой. Без франшизы такие убытки возмещаются только в том случае, если они были вызваны столкновением с другим судном, пожаром или посадкой на мель.

Убытки при  абсолютной гибели судна всегда покрываются без франшизы. Если судно  было только застраховано на случай крушения, то при наступлении страхового случая убытки будут возмещены в полном объеме, а потери от повреждения будут возмещаться только в рамках наступления крушения, посадки на мель, взрыва или столкновения.

При страховании судна без предусмотренной ответственности за частную аварию компенсируется только ущерб от фактической или конструктивной гибели ТС.

При страховании плавучего средства на случай полной гибели, рассчитывать на возмещение можно только в том случае, если оно было безвозвратно уничтожено или пропало без вести.

Потеря фрахта, убытки, которые возникают в случае военных действий, забастовок и т.п. могут быть возмещены по страховому договору, но только в том случае, если они им предусмотрены и оплачены по отдельному тарифу.

Страхователь несет ответственность за правдивость предоставленной информации относительно степени риска при заключении страхового соглашения.

Он должен предоставить все существенные сведения, если они на момент подписания были неизвестны страховщику (ст. 250 КТМ).

Информацию о страховании автотранспорта вы можете найти в этой статье.

Срок страхования водного транспорта

Срок действия договоров страхования определяется по согласованию. Он может быть заключен на конкретный рейс.

При строковом страховании договор вступает в силу и оканчивает свое действие в тот момент, который предусмотрен в тексте соглашения.

При рейсовом страховании договор начинает действовать в тот момент, когда выдается приказ «отдать швартовые» или с момент снятия судна с якоря в порту.

Окончание договора должно ознаменоваться пришвартовыванием или бросанием якоря в том порту, который обозначен соглашением как пункт назначения.

Страховщик несет убытки только в рамках срока действий договора или длительности рейса, если он был заключен с такой оговоркой.

Порядок выплаты

При наступлении страхового случая лицо должно провести все меры относительно спасения водного транспортного средства или уменьшения возникнувших убытков.

При возникновении страхового события алгоритм следующих действий таков:

  • немедленно (в течение 2 суток) уведомить страховщика о наступлении страхового случая в письменном порядке, в уведомлении необходимо сжато описать причины и обстоятельства, при которых наступил страховой инцидент,
  • место происшествия может быть удалено от средств связи, но как только к ней будет получен доступ, нужно уведомить страховщика нужно без промедления,
  • если есть основания считать виновным в аварии другое лицо, то потерпевший должен без промедления предъявить ему письменную претензию, в обязательном порядке сохранять переписку с виновником случившего, ведь она понадобится страховщику,
  • после предоставляется полный пакет документов, который потребует страховая компания, а также расчет размера убытков,
  • страховщик уведомляется обо всех суммах, которые страхователь получил от третьих лиц,
  • могут быть предписаны другие обязательства по договору и их необходимо также выполнить.

Страховая компания принимает решение относительно предоставления компенсации на основании:

  • письменного заявления о наступлении страхового случая,
  • заявления относительно выплаты денежной компенсации.

К заявлению прилагают:

  • страховое соглашение,
  • документы на право владения, распоряжения или пользования водным ТС,
  • документы компетентных органов, подтверждающие факт наступления страхового случая,
  • аварийный акт, транспортная морская накладная, рейсовая документация,
  • диспаша, коносаменты,
  • вывод сюрвейера, морской протест,
  • пассажирский список, составленный из лиц, пребывающих на судне,
  • список лиц, которые являются судновым экипажем,
  • судновой журнал и прочие документы, которые ведутся на корабле во время его перемещения,
  • фотографии водного ТС до и после аварии,
  • информация и документальное подтверждение относительно того, в каком техническом состоянии находилось судно на момент происшествия,
  • стенограммы радиопереговоров,
  • документы об осмотре поврежденного ТС,
  • перечень поврежденного или утраченного имущества,
  • достоверные данные о времени отправки судна и его прибытия (неприбытия в порт),
  • документы, которые могут подтвердить причины наступления страхового случая,
  • документация, оправдывающая понесенные потерпевшим дополнительные затраты,
  • документы, подтверждающие право на регрессный иск к виновнику аварии.

Стоит также прилучить к пакету документов те, которые подтверждают траты потерпевшего относительно спасения водного ТС.

Условия договора

В первую очередь необходимо сказать, что это соглашение, по которому страховая компания за оговоренную плату (премию) обязуется при наступлении оговоренного договором страхового случая, морской опасности, которым подвергается страховой объект, возместить убытки страхователю (выгодоприобретателю).

Форма договора водного страхования – обязательная письменная. Стороны: страхователь, страховщик и выгодополучатель.

Объект страхования – это имущественные интересы, которые связаны с осуществлением перевозок и торговым мореплаваньем.

Страховая компания после заключения договора выдает застрахованному лицу полис, подтверждающий его право на выплату при наступлении страхового инцидента. Стороны могут пользовать всеми правами по договору и должны выполнять все обязательства.

При заключении договора гарантированной защиты страхователь должен объявить сумму, на которую будет застрахован его объект.

Сумма страхования не может превышать реальной стоимости судна. В ином случае есть все основания для признания договора страхования водных ТС недействительным.

Возможно двойное страхование. Но каждый страховщик должен знать о том, что объект договора был застрахован по соглашению с другой компанией.

Какие существуют проблемы

Потребность в страховании водных ТС обусловлена тем фактом, что часто имущественные интересы могут пострадать из-за воздействия неконтролируемых явлений.

В стихийных бедствиях нет виноватых, но убытки приходится возмещать, и если покрытие не предусматривало защиту за дополнительную плату  по таким рискам, денежные траты лягут на плечи потерпевшее от действия непреодолимой силы.

Опыт развитых стран позволяет надеяться на то, что защита от воздействия явлений природного или техногенного характера пойдет только на пользу стареющему по всем конструктивным и техническим параметрам флоту РФ.

Страховая реальность относительно водных ТС такова: чем старше судно, тем больше рисков с ним связано. А в России статистика указывает на то, что большинство используемых кораблей имеют срок эксплуатации, превышающий 27 лет.

Существует также практическая потребность в разработке методологии страхования внутренневодных ТС, которые в большинстве своем по техническим характеристикам давно уже должны быть удалены от использования.

Потребность существует, но нет спроса на создание методичных указаний в этой сфере и это большая проблема. Страхование водного транспорта является одним из наиболее сложных направлений.

На сегодня нет единой схемы, по которой оценивается степень риска, устанавливаются тарифы страховых компаний или определяются условия страхования. И это очень сильно затрудняет возможность включения многих рисков в страховое соглашение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что страхование водного транспорта является сложным и имеет много нюансов.

Оно позволяет защитить имущественные интересы лиц, которые занимаются внутренними водными перевозками и торговым мореплаваньем.

Договора о страховании водного транспорта составляются в письменном порядке. Много сложностей данного вида страхования обусловлены тем, что кроме российских нормативных актов в данной сфере также применяются и международные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: