Страхование ответственности экспедитора

С каждым днем страховые услуги становятся все более востребованными. Большинство крупных компаний, занимающихся грузовыми перевозками, страхуют не только свой груз, но также ответственность экспедитора.

Это позволяет значительно снизить финансовые риски, а также избежать целого ряда всевозможных юридических проблем при повреждении груза.

Что это такое

На сегодняшний день страхование ответственности экспедитора является инструментом финансовой защиты организации, занимающейся транспортировкой грузов.

Благодаря данной страховой услуге можно свести к минимуму вероятность возникновения ущерба любой из сторон: клиента или же транспортной компании.

Также многие организации, которым требуются услуги по перевозке грузов, порой требуют наличие полиса рассматриваемого типа только за допуск к розыгрышу тендера на оказание услуг.

Страхование ответственности экспедитора имеет большое количество нюансов. Все их необходимо учитывать во избежание возникновения различного рода спорных ситуаций. Также важно знать, что действующее законодательство не в полной мере признает данный вид страхования.

Практика подобных дел ещё не полностью устоялась, и многие суды принимают решения на свое усмотрение:

  • ст. №932 ГК РФ допускает страхование ответственности только в случаях, предусмотренных действующим законодательством – ни один закон не предусматривает страхование ответственности экспедитора,
  • Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.10 г. №16996/09 страхование ответственности экспедитора признано на законодательном уровне.

Именно из-за данной несостыковки порой возникают различного рода конфликты. Особенно часто это случается, когда страховая компания после осуществления выплаты по страховому случаю пытается стребовать с виновного сумму ущерба.

Суд, в который обратится страхователь в подобной ситуации, может встать на любую из сторон. Судья может руководствоваться как Гражданским кодексом РФ, так и постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ.

Какие имеет особенности

Страхование рассматриваемого типа имеет множество различных особенностей. Самые важные связаны с величиной страховой премии.

Она зависит от следующих факторов:

  • вероятность поднесения убытков,
  • лимит покрытия, страховые риски,
  • транспортные средства, используемые для перевозки,
  • субподрядчики,
  • характер, объем и маршрут осуществляемых перевозок,
  • номенклатура обрабатываемых грузов.

Самой важной особенностью страхования рассматриваемого типа является то, что оно не обязательно. То есть наличие страхового полиса у экспедитора совершенно не обязательно для ведения деятельности рассматриваемого типа. Но многие компании требуют наличия подобной страховки.

Множество нюансов касается процесса возмещения ущерба. Данный момент регламентируется Федеральный Законом «О транспортно-экспедиторской деятельности». Согласно ст. №7 данного закона, возмещение при нанесении грузу вреда должно быть полным.

То есть, из данной статьи вытекает обязанность экспедитора компенсировать клиенту не только ущерб, связанный с повреждением груза, но также ущерб, связанный с упущенной выгодой.

Данный момент является спорным, в судебной практике имеются самые разные решения касательно данного вопроса. Экспедитору очень важно знать, как именно подтвердить возникновение страхового случая.

Все зависит от конкретной ситуации, а также вида транспорта, используемого для транспортировки груза:

  • в случае разбойного нападения или иного случая мошеннического завладения грузом необходимо обращаться в МВД,
  • если перевозимое имущество было повреждено в результате дорожно-транспортного происшествия, следует обратиться в ГИБДД (дорожную полицию),
  • когда груз повреждается на железной дороге, то работники данной транспортно компании должны в обязательном порядке составить коммерческий акт.

Для получения страховой выплаты при похищении груза необходимо наличие особой справки из МВД, подтверждающей возбуждение уголовного дела. При отсутствии данной справки выплата осуществлена попросту не будет.

То же касается всех остальных страховых случаев: обязательно требуется документальное обоснование происшествия. Так как ни одна страховая компания никогда не поверит своему страхователю на слово.

Один из самых сложных моментов, связанный со страховой услугой подобного типа, является следствием недоработанного законодательства и хитрости страховых компаний.

Многие СК оглашают в своих договорах, что экспедитор (страхователь) не имеет права принимать претензии от третьих лиц, если отсутствует письменное разрешение страховщика касательно конкретного случаях.

При этом согласно действующему законодательству предъявление претензий является непосредственным правом и даже обязанностью клиента.

Наличие подобного пункта в договоре страхования может негативно отразиться на репутации экспедитора, поэтому страхователю следует крайне внимательно читать условия.

Информацию о стоимости страхования ответственности перевозчика грузов вы можете найти в этой статье.

Условия договора

Основными составными частями договора страхования экспедиторской ответственности являются:

  • «Общие положения»,
  • «Объекты страхования»,
  • «Понятие страхового риска, страховые случаи»,
  • «Страховая сумма (лимит), страховая премия»,
  • «Сроки страхования, порядок заключения и исполнения договора страхования»,
  • «Случаи прекращения действия договора»,
  • «Права и обязанности сторон».

Все положения и условия договора страхования рассматриваемого типа имеют свои нюансы. Прежде чем подписать документ подобного типа, следует внимательно прочитать каждый раздел договора. Так как многие СК различными путями стараются добавить в него пункты, ущемляющие права клиента.

Раздел под названием «Общие положения» содержит основные понятия, которые фигурируют в договоре (Страховщик, Страхователь, Страховая премия и иное).

Также в данном пункте обозначаются случаи, когда страхование невозможно по различным причинам. В параграфе «Объекты страхования» присутствует развернутая информация касательно предмета страхования.

В рассматриваемом случае им является материальная ответственность экспедитора перед клиентом, а также в некоторых случаях – перед грузоперевозчиком. Раздел включает в себя перечень лиц, на которых распространяется действие договора рассматриваемого типа.

«Понятие страхового риска, страховые случаи» перечисляется вся информация, касающаяся возникновения факта выплаты денежной компенсации.

Перечисляются и максимально подробно рассматриваются все случаи, являющиеся страховыми. В перечень убытков, подлежащих компенсации со стороны СК, входят повреждение груза, а также потерянная в результате повреждения груза прибыль.

Присутствует перечень факторов, являющихся основанием для отказа в выплате денежной компенсации страховой компании:

  • если ущерб был нанесен по вине самого экспедитора или наемного персонала страхователя,
  • если ущерб был нанесен стихией, в результате ведения боевых действий или по иным причинам.

В разделе под названием «Страховая сумма (лимит), страховая премия» освещаются все вопросы, касающиеся денежной компенсации. Определяется точное значение используемых в тексте договора терминов.

Оговаривают величины сумм, которые будут обязательны к выплате в результате возникновения страхового случая. Обозначается величина страховой премии, которую обязуется оплатить страхователь при приобретении полиса.

Если страховой пакет предусматривает использование франшизы, то данный момент также отображается в рассматриваемом разделе.

В параграфе «Сроки страхования» отображается информация, касающаяся длительности действия договора рассматриваемого типа.

Очень важно помнить о том, что страховая услуга начинает действовать со дня, следующего за числом подписания рассматриваемого документа.

Очень внимательно следует ознакомиться с разделом, где освещаются моменты, являющиеся причиной расторжения договора страхования. Так как получение компенсации в результате их наступления становится попросту невозможно.

Судебная практика

Страхование экспедиторской ответственности ранее было не очень распространено на территории РФ. Потому судебная практика накопила ещё недостаточное количество различного рода прецедентов для беспроблемного разрешения спорных моментов.

Страховые компании стараются различными способами уклониться от выплаты страховой компенсации, не стесняясь при этом хитрить.

Иногда СК стараются через различные судебные инстанции добиться признания договора страхования недействительным.

Делается это следующим образом: страховщик сначала страхует ответственность экспедитора за нарушение договора, после чего ссылается на ничтожность соглашения (ст.  №167, ст. 168 ГК РФ).

При этом указывается, что закон о страховании не содержит норм, предусматривающих страхование ответственности экспедитора за нарушение договора. Такие ситуации обычно решаются не в пользу страховой компании.

Арбитражные суды ссылаются на закон «О транспортной экспедиции» в нем прямо сказано, что экспедитор не несет ответственности перед клиентом за:

  • утрату,
  • недостачу,
  • повреждение.

Именно поэтому договор был заключен таким образом. Так как незапрещенные законом действия разрешены, то данный договор правомерен и признается действительным.

Но далеко не всегда суд находится на стороне страхователя. Именно поэтому стоит хорошо изучить судебную практику перед обращением в суд.

Страхование ответственности экспедитора в Росгосстрах

«Росгосстрах» сегодня осуществляет страхование логистических компаний. Данная организация предоставляет свои услуги по защите от следующих рисков:

  • недостача, утрата, повреждение перевозимого груза,
  • полная гибель,
  • финансовые убытки клиента,
  • причинение вреда экологии.

Чтобы воспользоваться услугой рассматриваемого типа, необходимо отправить заявление установленного образца на электронную почту «Росгосстрах». Если необходимо страхование рисков таможенных, то следует обратиться лично в отдел логистического страхования.

Стоимость

Стоимость страхования зависит от многих факторов. Тем не менее, величина премии регулируется государством на законодательном уровне.

Если страхователь – юридическое лицо, то стоимость полиса экспедиторской ответственности составляет для него:

 Годовой валовый сбор фрахта, руб.  Лимит ответственности за один случай, руб.    Обшей лимит ответственности, руб.   Страховая премия, руб. 
 1 000 000  1 000 000  4 000 000  119 200
 1 000 000  2 000 000  6 000 000  178 800
 1 000 000  3 000 000  3 000 000  89 400

Страхование ответственности экспедитора на сегодняшний день является обязательным условием для работы со многими поставщиками. Данная страховая услуга позволяет существенно снизить риски финансовых потерь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: