Страхование опасных грузов

Чтобы перевезти тот груз, который относится к категории опасных, необходимо соблюдение особых условий. Связано это с высоким уровнем риска, причиной которому служат естественные свойства груза.

Что может быть застраховано

Для удобства все опасные грузы подразделяются на классы. Всего выделяет 9 классов опасных грузов:

  • взрывчатые вещества, способные вызвать пожар,
  • сжатые и скомпрессованные газы, перевозка которых требует соблюдения определенного уровня давления и температуры. Примером такого груза может служить аэрозоль,
  • горючие жидкости и их смеси. Такие жидкости также могут воспламеняться при низкой, средней или высокой температуре, поэтому поддерживать необходимые условия при такой транспортировке особенно важно,
  • материалы, воспламеняющиеся от внешних источников, которыми могут быть, например, вода или трение,
  • окисляющие вещества, способные выделять кислород, а, следовательно, и гореть,
  • ядовитые вещества, которые при попадании в организм могут вызвать смерть или тяжелое отравление,
  • радиоактивные вещества,
  • едкие вещества, опасные для слизистой оболочки человека. К этой же категории относятся вещества, способные вызвать коррозию металла,
  • вещества – исключения, которые имеют настолько низкую опасность, что ни к одному из перечисленных выше классов отнести их нельзя, однако, исключить из перечня также невозможно.

Как видно, грузы, входящие в перечень опасных, неоднородны, поэтому и универсальных правил для их перевозки быть не может. Это еще один довод в пользу подобного разделения на классы – предъявлять уникальные требования к перевозке по видам опасных грузов куда более удобно, чем по каждому из грузов.

С точки зрения страхования опасные грузы подразделяются на «опасные» и «особо опасные». Ко второй категории относятся ядерные и радиоактивные материалы (класс 7).

Условия

Условия страхового договора определяют перечень страховых случаев и варианты возмещения ущерба страхователю.

Относительно опасных грузов существует несколько категорий условий, каждая из которых обозначается литерой:

  • А – комплексное страхование груза от всех возможных рисков. Кроме того, страхование по категории А позволяет страхователю получить возмещение за приложенные усилия по спасению груза. Такое страхование отличается высокой стоимостью, но позволяет страхователю чувствовать себя защищенным от любого рода форс-мажоров,
  • B – страхование подразумевает ограниченный перечень рисков, в который входят стихийные бедствия, крушения самолетов, судов и наземных транспортных средств, пожары и взрывы. Случай считается страховым, в том числе и если груз уничтожен не полностью, а частично,

Условия В признают риском и пропажу транспорта (вместе с грузом) без вести, однако, нужно уточнить, что пропавшим без вести транспорт считается лишь по истечении установленного срока, который для морских судов, например, составляет 60 дней, для авиации – 120 дней, а если груз перевозится на ЖД транспорте – всего 30 дней.

  • С – условия этой категории схожи с условиями предыдущей, однако, возмещение ущерба за частичное уничтожение происходит только в результате крушения транспорта. Если часть груза оказалась уничтожена стихийным бедствием (например, молнией), возмещения не последует,
  • 001.ГР – это условие подразумевает, что груз будет застрахован также и в период хранения, если срок хранения составляет не более 30 дней. По желанию страхователя это срок может быть продлен – для этого необходимо заключить индивидуальную договоренность со страховщиком. Страхование 001.ГР является дополнительным по отношению к предыдущим категориям – отдельно от них такая услуга не оказывается.

Виды рисков

Видов страховых рисков при перевозке опасного груза всего три. Это:

  1. Уничтожение или частичное повреждение груза.
  2. Причинение вреда здоровью (вплоть до летального исхода) третьим лицам.
  3. Загрязнение окружающей среды.

В последнем случае компания – страховщик берет на себя расходы не только по чистке и приведению территорий, принадлежащих третьим лицам, в надлежащий вид, но и по захоронению и утилизации опасного груза.

Рисков – исключений, которые не подразумевают возмещения убытков страхователю, существует огромное количество. В их число входят:

  • разрушение груза, вызванное его собственными естественными свойствами. Например, если жидкое вещество забродило или самовозгорелось, страховщик не несет за это никакой ответственности,
  • изменение формы груза под собственным весом,
  • снижение качества груза по причине коррозии или плесени,
  • повреждение груза вредителями (грызунами, червями и прочими),
  • повреждение по причине недостаточной упаковки,
  • снижение качества груза, вызванное непредвиденной задержкой доставки.

Естественно, страховщик не будет также возмещать убыток страхователю, если ущерб возник по причине халатности страхователя (или одного из рабочих страхователя, например, грузчика) или по его злому умыслу (согласно ст. 963 ГК РФ).

Также страховым случаем не является повреждение груза злоумышленниками – в этом случае страховая компания не станет возмещать ущерб, а самому владельцу груза нужно обращаться в правоохранительные органы.

Основные правила страхования опасных грузов

Как правило, страхователь в первую очередь интересуется у страховщика, каким образом рассчитывается выплата и когда она будет ему возмещена в случае наступления страхового случая.

При расчете страховой выплаты основные споры вызывает право страховщика (данное ему законом «Об организации страхового дела в РФ») использовать понижающие и повышающие коэффициенты (вторые используются гораздо реже).

Основанием для применения понижающего коэффициента является заключение экспертов, подтверждающее, например, что груз перевозился в условиях, увеличивающих вероятность наступления страхового случая (например, если перевозчик халатно отнесся к поддержанию необходимой для транспортировки температуры).

В большинстве случаев на снижение страховой суммы страхователь не согласен, и спор решается в суде.

Определяется сумма убытка (а, следовательно, и страховой выплаты страхователю) исходя из ситуации:

  • если страховой груз полностью утратил свойства, возмещается сумма ущерба, фигурирующая в договоре,
  • если страховой груз пропал без вести вместе с транспортом, выплачивается сумма, ограниченная лимитом, фигурирующим в договоре,
  • если страховой груз поврежден частично, сумма выплаты составляет разницу между стандартной и уцененной стоимостями.

Сумма возмещения должны быть передана страхователю в течение 15 дней с момента признания компанией случая страховым или с момента решения суда в пользу истца – выгодоприобретателя.

При этом страхователь не может претендовать на получение выплаты в иностранной валюте – согласно закону «Об организации страхового дела в РФ» выплата выгодоприобретателю осуществляется только в рублях.

Для того чтобы получить выплату, страхователь должен предоставить следующие бумаги:

  1. Заявление в свободной форме.
  2. Страховой акт, составленный страховщиком.
  3. Документы, отражающие, что между наступлением страхового случая и повреждением груза есть связь.
  4. Решение суда (если нужно).

Страхование транспортировки опасных грузов – не самая любимая страховщиками процедура, ведь, во-первых, риск возможной аварии крайне велик, во-вторых, при наступлении аварии, вероятно, придется вступать в разбирательство не только со страхователем, но и с третьими лицами. Поэтому страхование перевозок опасных грузов сейчас – одна из самых дорогих услуг страхования.

Однако, очевидно, что если закон об обязательном страховании опасных грузов, действующий во многих странах Европы (в том числе и в Украине), будет принят и в РФ (а сейчас он находится на стадии разработки), эта услуга станет гораздо доступнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: