Страхование морских грузов

Кража, повреждение и гибель – эти все неприятности путешествуют с грузом по морю. Защитить владельца от этих негативных проявлений транспортировки может только страхование. Договор страхования выступает гарантией для имущественных интересов инициатора его заключения.

Что это такое

Страхование морских грузов – это гарантия возмещения ущерба, нанесенного имуществу в процессе транспортировки морским транспортом. Все участники процесса перевозок рискуют, но в большей степени – владелец груза. Он может избежать неприятностей, связанных с нанесением ущерба его имуществу, если застрахует груз.

Эта процедура предполагает заключение со страховщиком специального договора, согласно которому владелец груза получит денежную компенсацию, если в процессе транспортировки на корабле или ином морском судне он будет поврежден или уничтожен.

Выплата возможна только при наступлении определенного соглашением страхового случая. Договор может предусматривать перечисление страховой суммы как в случае кораблекрушения, захвата судна пиратами, так и при пожаре, войне, губительном влиянии атмосферных явлений.

Соглашения о страховании создают с указанием рисков, которые могут привести к наступлению страхового случая.

В свете этого страхование морских грузов – это управление рисками, возникающими в процессе транспортировки. Защита может осуществляться для возмещения убытков при повреждении или полной гибели груза, а также связанных с общим противодействием произошедшей аварии.

Этот вид страхования является добровольным и оплатным. «Платность» означает, что владелец имущества выплатой страховых платежей гарантирует себе избавление от проблем и лишних трат в случае наступления страхового казуса. Они возлагаются на страховщика.

Какие тарифы действуют на страхование грузов в международных перевозках, смотрите тут.

Виды страхования морских грузов, их описание

Существует три основных вида страхования по этому направлению:

  • каско (корпуса и остальных элементов плавучего средства),
  • карго (грузов),
  • ответственности судовладельцев (наиболее сложный вид, связанный со спецификой использования подобных транспортных средств, нормами КТМ РФ и международного морского права).

Страхователем может выступать не только имеющее интерес лицо, но ожидающее прибыль. Но относительно грузов применяется только страхование карго.

Существует три основных его подвида:

  • с ответственностью за все существующие риски,
  • с ответственностью по определенной аварии,
  • без ответственности за нанесенный вред, за исключением крушения.

Первый вид предполагает покрытие расходов, связанных с рисками:

  1. Полной или частичной утраты груза, его повреждения по любой причине, предусмотренной морскими законами.
  2. Осуществленных расходов, по предотвращению утраты груза или смягчению последствий катастрофы.
  3. Убытков по аварии.

Второй вариант значительно более прост для страховщика, так как он защищает владельца при наступлении конкретных страховых обстоятельств.

Объем его ответственности значительно меньше, список рисков твёрд. Ответственность по всем страховым случаям исключается.

Перечень компенсируемых убытков по такому виду карго может включать:

  • потери, связанные с возникновением пожара, атмосферного влияния или стихийного бедствия,
  • убытки при крушении ТС, столкновении с иным плавучим средством или удара о неподвижный предмет, повреждения судна льдом, посадки судна на мель,
  • потери при исчезновении корабля без вести,
  • расходы, связанные с подмоканием груза забортной водой, его смыва с корабля,
  • убытки при погрузке, укладке и выгрузке имущества владельца.

Второй вид страхования не включает риски, связанные с войной, техногенными катастрофами, конфискациями, уничтожением по требованию властей и пиратством.

Третья разновидность карго имеет похожий список страховых случаев, покрываемых договором и перечень обстоятельств, которые исключают возможность выплат со вторым подвидом.

Подразумевается возмещение убытков только в случае частичной или полной потери груза при наступлении обстоятельств, применимых ко второму виду карго. При его повреждении компенсация может быть выплачена исключительно в случае столкновения с другим судном.

Все три подвида карго покрывают общие расходы по аварии. Но только, если они были целесообразными и необходимыми для спасения груза.

На судах

Карго имущества, транспортируемого без контейнеров, является рисковым предприятием. Но существует ряд грузов, которые невозможно по некоторым причинам поместить в защитную оболочку.

По страховому договору такой специфики могут покрываться убытки:

  • связанные с пожаром, ударом молнии и прочими стихийными бедствиями,
  • вызванные военными действиями, техногенными катастрофами, демонстрациями и пиратством,
  • связанные с конфискацией, арестом или уничтожением по требованию властей,
  • вызванные кораблекрушением, столкновением судна, повреждения льдом и посадкой на мель,
  • связанные с пропажей ТС без вести, его угоном, а также кражей имущества грузовладельца,
  • вызванные повреждением и уничтожением груза при подмочке забортной водой или его смыва с ТС,
  • связанные с неправильной погрузкой, укладкой и выгрузкой имущества владельца.

Этот перечень далеко не исчерпывающий. Объем защиты в этом случае зависит от выбранного вида карго.

В контейнерах

Транспортировка грузов в морских контейнерах является наиболее распространенной. Этот способ применяют при всех видах водных перевозок. Локально при морских перемещениях используются крупнотоннажные контейнеры со стандартизованными размерами.

Их применение позволяет улучшить судоходность, облегчить погрузку-выгрузку, сохранить груз и уменьшить транспортные расходы. По карго со страхованием контейнеров страховщик покрывает большинство убытков, связанных с повреждением или уничтожением защитной емкости, но не всего судна в целом.

Страховые случаи могут быть следующие:

  • пожар,
  • взрыв,
  • губительные атмосферные явления и стихийные бедствия,
  • крушение ТС, столкновение,
  • пропажа или кража контейнера, прочее.

Возмещаются убытки по аварии, незапланированные расходы по выяснению обстоятельств аварии или уничтожения имущества, судебные траты.

Какие бывают риски

Существуют три основных категории рисков:

  • повреждение или полная гибель груза по любой причине,
  • расходы по спасению и сохранению имущества, уменьшению убытка, установлению его размера и предотвращению аварии,
  • общие убытки по аварии.

Убытками по общей аварии расцениваются все потери, понесенные в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на нем товаров. Это всегда результаты умышленных действий.

Особенности договора

Соглашение между владельцем груза и страховщиком – это основной документ, гарантирующий возмещение убытков в случае уничтожения и повреждения имущества в процессе транспортировки морскими и океаническими просторами.

Договор публичный и может заключаться в пользу третьих лиц. Форма – письменная (ст. 248 КТМ). Объектом выступает груз или ожидаемая от него прибыль (об этом указывается в договоре).

Соглашение составляется с указанием рисков и страховых случаев, по которых будет выплачиваться компенсация. Владелец груза должен предоставить страховщику всю необходимую информацию для определения степени риска.

Если это условие не выполняется, страховщик имеет право отказаться исполнять обязательства по соглашению (ст. 250 КТМ). Документом, подтверждающим заключение договора карго, является полис (сертификат).

При передаче прав на застрахованный груз, договор сохраняет силу и на нового владельца переходят все права и обязанности страхователя (ст.257 КТМ). При заключении соглашения должна быть объявлена сумма карго.

Существует возможность выдачи генерального полиса, по которому страхуются все известные грузы, участвующие в транспортном обороте на протяжении определенного срока.

При каждой отправке таких грузов предоставляется информация страховщику. Могут выдаваться также полисы на перевозку отдельных видов грузов.

Карго морского груза – это основная гарантия сохранности для его владельца. Оно применяется относительно перемещаемого кораблем имущества в обычном режиме и контейнерах. Основной документ, гарантирующий возмещение потерь при наступлении страхового случая – это полис, выданный на основе договора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: