Страхование грузов в международных перевозках

В процессе международной транспортировки товаров одним из важных моментов выступает страхование грузов, направленное на обеспечение сохранности перевозимого имущества.

Наличие соглашения о страховании служит гарантией возмещения стоимости товаров при их утрате (уничтожении) или повреждении.

Что это такое

Перевозимые объекты с учетом их специфических особенностей подразделяют на группы, одинаковые или подходящие по своей природе, по назначению, по способу транспортировки, по легкости разрушения.

Один из распространенных вариантов страхования, предусматривающий защиту любых категорий товаров в международных перевозках, страхование карго. Процедурой предусматривается обеспечение страховой защиты на всех стадиях перемещения товара между пунктами.

Схема перевозки может состоять из:

  • погрузки объекта с пункта отправителя на транспортное средство для его перевозки в порт отправки,
  • погрузки объекта на водное или воздушное судно, в вагон или специальный автотранспорт,
  • перевозки товара любым видом транспорта,
  • перевалки товара в установленных местах по пути транспортировки, доставки полу¬чателю в указанном месте с оформлением приемо-сдаточных документов и осуществлением денежных расчетов.

Применяются и облегченные схемы поставки товаров самовывозом или одним видом транспорта.

Классификация страховых рисков

Страхование грузов в международных перевозках отнесено к сфере имущественного страхования, поэтому здесь действуют правовые нормы страхового законодательства по определению прав, обязанностей и ответственности субъектов при страховании любого имущества.

Основными рисками повреждения или утраты товаров при перемещении, включаемые страховщиками в соглашения, являются:

  • взрыв или пожар,
  • кража,
  • разгул природной стихии (наводнение, землетрясение),
  • непреднамеренное повреждение груза при погрузке/разгрузке,
  • падение, в том числе транспорта с грузом,
  • подтопление транспорта с объектом,
  • непреднамеренный наезд транспорта с грузом на неподвижный объект,
  • противоправные действия иных лиц, приведшие к порче или уничтожению объекта,
  • непредвиденное изменение режима хранения.

Убытки от повреждения или утраты грузов не признаются страховыми случаями при возникновении по причине:

  • умысла, грубой неосторожности страхователя,
  • противозаконных действий страхователя,
  • нестандартной упаковки груза,
  • недостачи товара при неповрежденной упаковке,
  • потери веса/объема объекта в рамках норм естественной убыли,
  • несоблюдения технических параметров размещения и закрепления груза при погрузке,
  • несоблюдения перевозчиком сроков доставки и условий перевозки товара,
  • процессов, связанных с внутренними свойствами груза (брожения, гниения, самовозгорания).

Особенности договора

Важность процедуры при международных перевозках связана с необходимостью таможенного оформления товаров и их прохождением через границы нескольких стран.

В соглашении в обязательном порядке указываются:

  1. Объект страхования, в качестве которого выступают имущественные интересы страхователя.
  2. Условия процедуры, отражающие страховые случаи и риски.
  3. Сумма договора, определяемая обычно полной стоимостью товара и подлежащая изменению по согласованию сторон во время действия соглашения.
  4. Срок действия.
  5. Действия сторон при наступлении страховой ситуации и последствия невыполнения принятых обязательств, а также основания для отказа в выплате возмещения.

С помощью документа можно обезопаситься от любых возможных рискованных ситуаций при транспортировке груза. При подписании договора особое внимание следует обращать на формулировки условий, чтобы избежать судебных разбирательств из-за затягивания с выплатами возмещения при наступлении страховых ситуаций.

По срокам действия договор может заключаться:

  • на конкретную перевозку,
  • на определенный временной период. Вариант применяется при оказании транспортных услуг на постоянной основе, удобен при страховании однородного типа имущества.

Отражение страхования грузов в торговых соглашениях

В международной торговле при заключении торговых контрактов применяют общепринятые стандартные условия поставки, в которых отражаются и особенности страхования:

  1. CIF. Продавец несет затраты в числе прочих по страхованию объекта от морских рисков до сдачи товара в пункте назначения, подразумевая и страховку фрахта.
  2. FOB. Любые расходы от погрузки на судно, включая риски, несет покупатель.
  3. FAS. Продавец отвечает за доставку объекта в порт отправки, разгрузку и размещение в оговоренном с покупателем пункте. После чего риски и расходы (от погрузки на судно в пункте отправки до прибытия в пункт назначения) производятся покупателем.
  4. CAF. Приобретатель несет расходы по товарной стоимости, страхованию от морских рисков (от погрузки на судно и до его прихода в пункт назначения).

Страхование грузов при международных перевозках, его описание

Страховое соглашение может заключаться на разовую перевозку или на несколько перевозок, выполняемых на протяжении оговариваемого временного периода независимо от вида используемого транспортного средства.

Морским транспортом

Страхование морских грузов заключается в их страховом обеспечении (защите) во время транспортировки. По договору перевозчик обязан заблаговременно привести судно в рабочее состояние, обеспечив его техническую готовность, укомплектовав экипаж и подготовив помещения судна к надлежащему приему, перевозке и сохранности товара.

Соглашение оформляется в письменном виде, размер страховой суммы равен реальной стоимости товара иногда с добавлением ожидаемой прибыли.

Морское страхование это экономические отношения по формированию и использованию средств страхового фонда.

Направлением использования средств является покрытие ущерба от морских опасностей и финансовая поддержка участникам морского предприятия при непредвиденных ситуациях.

Объектами морского страхования служит любой имущественный интерес, связанный с мореплаванием, в числе которых перевозимые грузы и потеря фрахта (связанная с перевозкой упущенная коммерческая выгода).

Указание объекта морского страхования обязательно присутствует в условиях страхового соглашения, так же как и иные значимые обстоятельства:

  • год постройки и назначение судна,
  • водоизмещение,
  • принадлежность судна,
  • ограничения по району плавания,
  • вид груза и его характеристики.

Отличием соглашения является абандон, представляющий отказ страхователя от прав на объект для получения суммы страхования в полном объеме.

При этом страховщик получает право на имущество. Причиной объявления абандона может быть:

  • исчезновение судна,
  • гибель товара/судна,
  • неэффективность восстановления транспорта и доставка товара в пункт назначения,
  • захват груза/судна более полугода.

Авиатранспортом

Перевозка грузов на воздушном транспорте представляет собой самый безопасный вид транспортировки, что значительно понижает степень риска, а значит и стоимость страховки. Страхованию при авиаперевозке может подлежать любой груз. Размер страховки зависит от типа груза, расстояния и иных факторов.

Существует типы страховых соглашений с полной ответственности страховщика, подразумевающей возмещение практически любых убытков, и с минимальной степенью ответственности. В первом варианте риск минимален, но возрастает цена страховки.

Экономия на страховании грузов возможна при заключении договора на длительный срок либо при установлении франшизы, допускающей заключение договора в любой момент до начала авиаперевозки.

Договор страхования международных авиаперевозок в обязательном порядке должен содержать полную информацию о грузе:

  • точное наименование,
  • вес и объем,
  • особенности упаковки и размещения в авиатранспорте,
  • пункт отправления и назначения,
  • страховую стоимость.

Перед подписанием контракта должен быть произведен тщательный осмотр груза для проверки достоверности указанной клиентом информации и определения возможных дополнительных особенностей соглашения.

Тарифы

Одним из основных условий страхования грузов служит тариф. Его размер влияет на величину страховой премии, представляющей стоимость страховки груза (платы за страхование), которая должна быть уплачена страхователем в порядке и в сроки, прописанные в страховом соглашении. Размер премии вычисляется перемножением страховой суммы на тариф.

При определении страхового тарифа применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска с учетом следующих основных факторов:

  • характера груза и варианта упаковки,
  • стоимости,
  • способа перевозки,
  • маршрута следования и его протяженности с учетом наличия пунктов перегрузок или временного хранения,
  • выбранных рисков,
  • репутации компании-перевозчика.

Страховщик после оценки рисков выпускает котировочный лист с указанием тарифов по страхованию в процентном соотношении к стоимости объекта и в привязке к рискам и франшизе.

Многие страховые компании определяют ставки по тарифам, учитывая международную практику страхования и обстоятельства, влияющие на частоту страховых ситуаций.

Тарифы вычисляются по видам транспорта и по группам грузов с учетом вариантов ответственности страховщика (за все риски, без ответственности за повреждение, за частную поломку). По каждому конкретному риску страхового случая к базовым тарифам применяют коэффициенты (понижающие или повышающие).

Некоторыми компаниями введены единые та¬рифные ставки (базовые) от страховой суммы и без учета вида транспорта или груза. К базовым тарифам также могут быть применены коэффициенты.

Правовые аспекты

В Российской Федерации заключение договоров транспортного страхования грузов (кроме страхования предметов при морской перевозке) осуществляется в рамках законодательных норм, регламентирующих имущественное страхование.

К нормам законодательства в РФ, применимым к вопросам страхования грузов, в первую очередь относятся Гражданский кодекс и закон Об организации страхового дела в РФ.

Страхование грузов в международных перевозках не выделено в отдельную группу и осуществляется по правилам, применяемым ко всем видам товаров. Данное положение подтверждается законом РФ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

ГК РФ выделяет морское страхование как специальный вид страхования. Вопросы страхования грузов при морской транспортировке отражены в Кодексе торгового мореплавания (КТМ).

Любые международные перевозки связаны с определенными рисками. Страхование груза во время транспортировки и при погрузочно-разгрузочных работах гарантирует полную безопасность сделки.

Страхование грузов при международных перевозках не только защищает от рисков, связанных с потерей, хищением или повреждением товаров, но и позволяет оперативно возместить понесенные убытки, защитить собственные интересы и интересы иностранных партнеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: