Законодательством РФ созданы нормы обязательной защиты граждан, выраженные в виде социального страхования. Система гарантированных выплат обеспечивается внебюджетными фондами, бюджет которых формируется взносами работодателей.
Что это такое
Работники всех категорий, согласно ст.236 КЗоТ РФ, подлежат обязательному социальному страхованию (ОСС) вне зависимости от их желания. Обязанность создания гарантий возложена на работодателей и производится за счет расходов предприятия.
Каждый из видов ОСС имеет четко установленные ставки, преимущественно зависящие от принятой в компании-работодателе системы налогообложения.
Социальное страхование работника в трудовом договоре выделяется отдельными пунктами и фактически дублирует федеральное законодательство.
Дополнительно к обязательным условиям защиты работодатели в ряде случаев предоставляют собственные гарантии в виде добровольного страхования.
Вариантами необязательных видов обеспечения могут быть предложены добровольное медицинское страхование жизни и здоровья, отчисления на негосударственное пенсионное обеспечение.
Законодательство обеспечивает гражданам страхование в случае:
- необходимости получения медицинской помощи,
- наступления пенсионного возраста,
- возникновения нетрудоспособности,
- рождения ребенка и ухода за ним в раннем возрасте,
- получения травм и увечий при исполнении профессиональных обязанностей.
Применение добровольного страхования полностью зависит от воли работодателя, тогда как обязательное страхование гарантировано Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г.
Какие виды существуют
Работодатели, имеющие наемных работников, обязаны пройти регистрацию во внебюджетных фондах, гарантирующих социальную защиту граждан.
Функционируют объединения:
- Пенсионный фонд РФ (ПФР).
- Фонд социального страхования РФ (ФСС).
- Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Все виды страхования учитываются отдельно. У работодателей учет ведется в разрезе аналитических счетов бухучета, фонды осуществляют учет с использованием кодов бюджетной классификации (КБК).
Законодательство обеспечивает виды страхования:
- пенсионные выплаты по старости или при получении инвалидности,
- пособия по нетрудоспособности и единовременные платежи в защиту материнства и детства,
- оплату медицинского обслуживания в государственных медицинских учреждениях.
Наибольшее разнообразие выплат обеспечивается Фондом социального страхования.
Выплаты, производимые работодателями-страхователями за счет фонда
Деятельность ФСС направлена на обеспечение выплат социального характера и разработку мероприятий для уменьшения рисков профессиональных травм и заболеваний.
На местах организованы учреждения фонда субъектов Федерации. Бюджет региональных отделений формируется за счет взносов работодателей и поступлений из федерального бюджета.
Фонд производит выплаты сумм и пособий:
- платежей, начисленных по листкам нетрудоспособности,
- по беременности и родам – оплат дородового и послеродового отпуска, единовременного пособия при постановке на учет и при рождении ребенка,
- по уходу за детьми до 1,5 лет.,
- на оздоровление детей и санаторно-курортное лечение работников.,
- при получении травмы и профессионального заболевания.
За счет средств фонда обеспечивается страхование не только работающих граждан, но и лиц, не имеющих постоянного места работы.
К числу гарантированных выплат для всех категорий граждан, включая студентов и нетрудоустроенных лиц, относится единовременное пособие при рождении ребенка.
Выплаты производятся в отделении, к которому относится место регистрации гражданина – матери или лица, принявшего опеку.
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности
Одной из основных функций деятельности ФСС служит оплата пособий временной нетрудоспособности работников. Расчет и выплаты по листкам производится в бухгалтериях работодателей с последующей компенсацией фондом сумм расходов предприятий.
Расчет сумм гарантированных выплат по листкам нетрудоспособности производится при наличии данных:
- периода нетрудоспособности,
- среднего заработка предыдущего периода,
- страхового стажа для выплаты пособия,
- максимально и минимально допустимых законодательством пределов.
Основная трудоемкость расчета состоит в определении сумм среднего заработка в день. Расчет производится на основании дохода, полученного в течение 2-х лет, предшествующих году наступления страхового случая.
Расчет производится с учетом особенностей:
- Сумма, полученная в предшествующие событию 2 года, делится на 730.
- Для исчисления используется заработок, полученный как в данном рабочем месте, так и в других организациях на основании справок, представленных работодателями.
- При совпадении расчетного периода работника с отпуском по уходу за ребенком принимаются в учет предыдущие периоды с условием увеличения сумм расчета.
В состав доходов (ст. 14 ФЗ № 255-ФЗ) включаются все полученные при исполнении трудовых обязанностей суммы. Для расчета принимаются суммы, полученные как в денежной форме, так и в натуральном выражении.
Не принимаются для определения среднего заработка:
- пособия, выплачиваемые из бюджетов разного уровня,
- выплаты по листкам нетрудоспособности,
- единовременные пособия и материальная помощь в случаях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей,
- доходов по договорам гражданско-правового характера,
- стоимость рабочей форменной спецодежды, выдаваемой работодателем,
- оплат питания, занятия спортом, проезда, жилого помещения и других видов, имеющих индивидуальных характер,
- сумм выплат на профессиональное обучение, переподготовку кадров.
- пособия по уходу за ребенком,
- прочие выплаты, указанные в ФЗ от 24.07.2009г. за № 212-ФЗ.
Полученный среднедневной заработок подлежит сравнению с установленным законодательством пределом.
Максимальный средний заработок в 2015 году, принимаемый для оплат периода нетрудоспособности, составляет 1632,87 рубля. Минимальная сумма ограничивается МРОТ. Для 2015 года принята среднедневная величина в 196,11 рублей.
При получении дохода работником, принятым на неполный рабочий день, для сравнения берется ограничительная сумма, рассчитанная пропорционально отработанному по договору времени.
Выплата среднего заработка по листку нетрудоспособности определяется стажем, полученным в период трудовой деятельности.
Для расчета принимаются общий отработанный стаж на всех трудовых местах. Период прерывания стажа значения не имеет.
В зависимости от отработанного периода выплачиваемая сумма будет иметь значение:
- период до 5-ти лет – 60 % среднедневного заработка,
- стаж от 5-ти до 8-ми лет – 80 % суммы.
Работникам, имеющим общий рабочий стаж более 8-ми лет, выплачивается полная сумма среднедневного заработка из расчета дней предъявленного документа из медицинского учреждения.
При расчете листка нетрудоспособности дородового и послеродового отпуска оплата осуществляется в полном объеме вне зависимости от имеющегося у работника стажа.
Что является страховым обеспечением, и как оно осуществляется
Страховое обеспечение граждан обеспечивается внебюджетными фондами. Объединения ФСС и ПФР действуют самостоятельно, фискальная и распределяющая функции ФОМС обеспечивается Пенсионным фондом.
В функции внебюджетных фондов входят:
- сбор взносов в строгом соответствии с КБК,
- контроль начислений по отчетности работодателей,
- проведение проверок предприятий с выборкой документов,
- обеспечение социальных гарантированных выплат.
Система страхования предназначена для защиты граждан РФ, а также нерезидентов, которые принимаются на работу в установленном порядке.
С 2015 года все иностранные граждане, принятые по трудовому договору, включаются в персонифицированный учет ПФР сразу после трудоустройства (ранее такая возможность имелась только у резидентов).
Система социального обеспечения затрагивает основные периоды жизни и деятельности граждан и лиц, приравненных к ним.
При возникновении нетрудоспособности, рождении ребенка и ухода за ним, получении травм, необходимости медицинского обеспечения, выхода на пенсию государство гарантирует лицам и гражданам получение денежных средств для содержания и нормальной жизнедеятельности.
Государственная защита состоит в обязательном участии отчислении предприятий в обеспечении гарантий граждан. Функции контроля выполняют внебюджетные фонды, на которые возложены обязанности обеспечения граждан социальными гарантиями.