Авиационное страхование

По расчетам статистов, вероятность того, что пассажир самолета пострадает при авиакрушении,  приблизительно равна 1/8 000 000.

Если он ежедневно будет совершать перелет на случайном рейсе, ему понадобится 21 тысяча лет, чтобы погибнуть. Вывод: самолет – самый безопасный вид транспорта. Но воздушные катастрофы все-таки случаются, поэтому наличие авиастраховки оправдано не меньше, чем в случае с передвижением по земле.

Что это такое

Авиастрахование – это страхование рисков, возникших в рамках осуществления авиационной деятельности.

В свою очередь, корпоративное авиастрахование – это защита юридических лиц от опасностей личного или имущественного характера, возникающих в связи с эксплуатацией воздушных судов.

В качестве страхователей могут выступать аэропорты, авиационные компании, производители авиатехники, авиаинструкторы или транспортные компании, использующие воздушную технику.

Особенности авиационного страхования

К особенностям авиационного страхования относят следующее.

Высокая степень риска

Если говорить о деловой авиации в России, то авиакомпании имеют в своем распоряжении воздушные суда как российского, так и зарубежного производства.

В случае с эксплуатацией первых часто выявляются такие проблемы, как старение парка и высокий расход топлива.

У иностранной техники проявляются такие «минусы», как низкий уровень подготовки экипажа и недостаточно высокий уровень технического обслуживания.

К дополнительным рискам также относится пресловутый «человеческий фактор» некоторые пилоты подвержены иллюзии легкости управления авиамашиной.

Результат – решение о полете при неблагоприятных погодных условиях, нарушение инструкций, правил поведения экипажа, недостаточный контроль за показаниями приборов, невнимательность и, как следствие, значительные повреждения или катастрофа.

Катастрофичность убытков

Когда случаются авиационные катастрофы, речь идет не только о нескольких десятках жизней, но и о материальном ущербе, исчисляющемся сотнями миллионов долларов. Беда в том, что полная гибель воздушного транспортного средства всегда куда более вероятна, чем частный аварийный случай.

Перестрахование рисков

Эта особенность напрямую связана с характером вероятных убытков и большими суммами страховых выплат.

Российские страховщики нечасто принимают на себя обязательства по договору полностью, предпочитая перестраховывать авиа-риски за границей.

Простой пример: емкость российского рынка по авиационным рискам – приблизительно $40 млн по одному судну, а для полетов в ЕС авиакомпаниям необходимо страхование с лимитами около $450 млн.

Российские страховые компании не могут предоставить подобную перестраховочную емкость, поэтому большая часть собранной ими страховой премии по авиастрахованию передается иностранным компаниям в перестрахование.

Ограниченная зона действия

Существует утвержденный список стран, территория которых не входит в страховое покрытие. К ним относятся регионы со сложной военной ситуацией, зоны под санкциями ООН.

Трудности расследования при наступлении неблагоприятного события

К примеру, большая часть легких самолетов и вертолетов не имеет оснащения средствами объективного контроля (бортовыми самописцами). Это существенно затрудняет установление истинной причины авиационного инцидента.

Объекты

Объект авиастрахования – это то, на что направлена деятельность страхования. Их перечень прописан в Воздушном кодексе Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

К объектам обязательного страхования в этой сфере относятся:

  • воздушное судно. Допускается страховка не всего летательного аппарата, а только отдельной его части, например, двигателя или других запчастей и оборудования, находящихся на борту,

При этом страхование осуществляется по одному из условий: от риска полной гибели авиатранспорта или от всех без исключения рисков. Последнее включает в себя, в том числе, и риск полной гибели, поэтому на практике встречается чаще.

Это своеобразное «КАСКО» для самолета: страховщик возместит любой убыток, возникший по любой причине и вне зависимости от места, времени и причины случившегося.

  • гражданская ответственность юридического лица, осуществляющего перелет. Сюда входит возмещение убытков вследствие повреждения или утраты багажа, нанесения вреда здоровью или жизни пассажира, ущерба сохранности груза и т.п.,
  • ответственность перед третьими лицами, материальные ценности и персонал аэропортов, топливно-заправочных центров, авиационно-технических пунктов и прочих подразделений авиапредприятий,
  • ответственность оператора аэропорта перед пассажирами и авиаперевозчиками, пользующимися его услугами,
  • экипаж воздушного судна. А именно – состояние здоровья и степень трудоспособности авиапилотов,
  • авиапассажиры – здоровье и жизнь каждого клиента авиакомпании. Возмещение вреда выплачивается в данном случае вне зависимости от того, установлена или нет вина авиаперевозчика.

При желании можно дополнительно застраховать потерю прибыли, ставшую следствием невозможности эксплуатации авиационного средства транспорта в результате аварии.

Кроме того, в пакет авиастрахования можно включить страховку риска угона, пропажи без вести, военных рисков, уничтожения авиатранспорта, риск по спасению и транспортировке до места ремонта.

Вообще, перечень авиационных рисков довольно обширен, его можно смоделировать самостоятельно, исходя из предполагаемых потребностей клиента.

Время действия

Авиастраховка достаточно гибкая вещь в контексте срока своего действия. Авиационное судно можно застраховать как на весь период его эксплуатации, так и на определенные промежутки времени.

Например, пока длятся показательные выступления, когда авиатехника подвержена нетипично-мощным нагрузкам, или пока осуществляется конкретный рейс.

Цену КАСКО от угона вы можете узнать в этой статье.

Компенсационные выплаты

Размер выплат при наступлении страхового случая – основная статья расходов страховщика, влияющая на его репутацию и финансовый результат деятельности.

На сегодняшний день ни одна из страховых компаний не в состоянии покрыть крупные убытки в авиастраховании в одиночку. Судите сами: средняя стоимость современного авиалайнера – $20 млн.

В случае авиакатастрофы к ней добавляется сумма по гражданской ответственности перед пассажирами, персоналом, лицами вне самолета, чье имущество пострадало от случившегося.

У отдельного страховщика вряд ли найдется такая сумма для возмещения. Для этого организуются специальные перестраховочные пулы – общие фонды, объединяющие несколько страховых компаний, из резервов которых покрываются возникшие потери.

Откуда берутся средства – теперь понятно. А какие суммы возмещаются пострадавшим? Юридические лица, застраховавшие свою деятельность в авиапромышленности, при наступлении страхового случая получают сумму, размер которой оговорен в индивидуальном договоре со страховщиком.

Помимо этого в стандартный страховой пакет входят работы по организации поиска пропавшего авиалайнера, его транспортировке до места ремонта или утилизации – за это платит страховая компания.

Пассажирам также положено возмещение убытков. Максимальная страховая выплата, определенная законодательством РФ, составляет 2 млн руб., плюс расходы на погребение погибшего (не более 25 тыс.руб.).

Кроме того, при нанесении тяжкого физического вред здоровью, помимо денежных средств, пассажир вправе рассчитывать на оплату санаторно-курортного лечения, дорогостоящих лекарств, приобретения специальных транспортных средств, дополнительного питания.

Правда, придется предоставить доказательства того, что он действительно нуждается в этом и не относится к категории граждан, получающим подобную помощь от государства.

Если пострадал только багаж, положено максимум 600 руб. на каждый килограмм веса. При порче ручной клади – максимум 11 тыс. руб.

Космическое

Космическое страхование – одна из подотраслей авиастрахования. Как видно из названия, это некий комплекс видов страхования, предназначенного для обеспечения защиты от рисков, связанных с космической деятельностью.

Объектами выступают все виды космической техники:

  • ракеты-носители,
  • спутники,
  • космические корабли,
  • орбитальные станции,
  • наземные сооружения: стартовые комплексы, центры управления и т.д.

Под действие страховки попадают все этапы космических программ: проектирование техники, производство космического аппарата, предпусковая фаза, непосредственно процесс запуска объекта и ввод его в эксплуатацию, работы на орбите.

Как и в случае со страхованием деловой авиации, страховка распространяется на жизнь, физическое состояние космонавтов и персонала, осуществляющего обслуживание космического комплекса.

Кроме того, защите подлежит ответственность за материальный и моральный ущерб, нанесенный третьим лицам или окружающей местности.

Дополнительно можно застраховать финансовые риски, возникшие по причине технических неисправностей, а также политические риски, из-за которых может произойти внеплановая задержка реализации космической программы.

В мире подобный вид страхования известен в 1965 года, тогда как в России он появился в 90-е годы прошлого века.

На сегодняшний день космические риски относятся к специфичной группе ввиду сложности с точки зрения документооборота, андеррайтинга, тех.комплексности и повышенной стоимости объектов страхования.

С 2014 года в верхах власти активно обсуждается возможность введения обязательного страхования космических рисков, но большое число профильных специалистов высказывается о сомнительной целесообразности и эффективности данного решения.

Тарифы

Расчет тарифа – процедура индивидуальная и складывается из массы обстоятельств.

Но можно выделить факторы, оказывающие ключевое влияние на нее:

  • рыночная стоимость авиационного судна на момент заключения договора страхования,
  • возраст борта (согласно данным тех.паспорта),
  • тип самолета – влияет на понижающий или повышающий коэффициент к базовой ставке тарифа, так как по каждому типу ведется определенная статистика размера убытков,
  • вместимость (количество пассажирских и грузовых мест). Стоимость по полису ответственности в первую очередь определяется исходя из показателя пассажиро-вместимости, так как большая часть ответственности несется перед пассажирами, а уже потом перед третьими лицами,
  • его ремонтная история,
  • количество совершенных рейсов за все время существования,
  • количество, тип и ресурс двигателей,
  • условия эксплуатации (частота и цели, район, воздействие климатических условий, интенсивность использования),
  • квалификация летного экипажа: профессиональный опыт и состояние здоровья его членов
  • учету подлежит даже показатели числа погибших самолетов за последние несколько лет и их стоимость на определенном маршруте, страна, в которую планируется совершить рейс.

Доля рынка авиационного страхования в России растет с каждым годом. И это положительная тенденция, ведь страхование воздушного транспортного средства – обязательное условие его безопасной эксплуатации.

Сегодня использование услуг авиастрахования – наглядный пример этой осторожности, которым не стоит пренебрегать во имя бизнеса, жизни пассажиров и собственной репутации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: