Бухгалтерский учет в страховых организациях

Деятельность любой организации находит отражение в бухгалтерской документации. Основные принципы бухгалтерского учета одинаковы для всех предприятий и организаций, независимо от правовой формы и отраслевой принадлежности. Это достоверность информации, сплошное непрерывное документирование, инвентаризация, двойная запись, взаимосвязь форм обобщения информации и ее отражение в периодической отчетности.

Одной из основных, официально закрепленных функций бухгалтерского учета является обслуживание информационных потребностей внешних и внутренних пользователей. Менеджеры в процессе управления страховой организацией должны располагать достоверной и наиболее полной бухгалтерской отчетностью.

Это необходимо как для решения текущих задач, так и для выработки общей стратегии развития организации. Кроме того, собственники и совладельцы компании непосредственно заинтересованы в информации о финансовом состоянии страховой организации.

Важнейшим внутренним положением, регламентирующим организацию и порядок ведения бухгалтерского учета, является учетная политика компании. Учетной политикой закрепляются методы и способы бухгалтерского учета, порядок применения которых непосредственно влияет на формирование конечных финансовых результатов организации. При формировании учетной политики страховщик руководствуется Положениями по бухгалтерскому учету, действующими

на текущее время.

Возможны два варианта организации налогового учета:

налоговый учет как автономная система, существующая отдельно от системы бухгалтерского учета,

построение интегрированной системы бухгалтерского и налогового учета.

При первом варианте для формирования данных по составлению налоговых расчетов (налоговой отчетности) наряду с учетной политикой налогоплательщик должен разрабатывать и утверждать самостоятельную налоговую политику организации.

При втором варианте в дополнение к принятой в организации учетной политике должны быть введены положения о систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Выбор страховой организацией варианта согласования учетных систем зависит от объемов ее деятельности, соотношения краткосрочных и долгосрочных договоров в страховом портфеле, совпадения объектов налогообложения с бухгалтерскими показателями.

Бухгалтерская отчетность в России претерпела значительные изменения в связи с постепенной унификацией отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

(МСФО). Приближение к международным стандартам обеспечивает сопоставимость отчетности и равнозначность финансовых показателей страховых организаций стран мира.

В силу специфики страховой деятельности, система бухгалтерского учета в страховом секторе существенно отличается от других отраслей экономики. Бухгалтерская отчетность страховых организаций представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составленную на основе показателей бухгалтерского учета.

Баланс страховой организации представляет собой основной итоговый документ финансовой отчетности страховщика. Бухгалтерский баланс содержит основную информацию о величине и структуре средств страховой организации и источниках их финансирования: активах, собственном и привлеченном капитале, обязательствах.

Баланс составляется на дату окончания отчетного периода и содержит данные на начало отчетного периода. Балансовый отчет показывает, как ресурсы организации обеспечиваются собственным и привлеченным капиталом. Традиционно бухгалтерский баланс делится на две части: активы и пассивы, которые должны быть равны друг другу.

Активы – это ресурсы, находящиеся в собственности или под контролем организации, которые, как ожидается, будут приносить экономическую выгоду. Статьи актива представляют собой вложения страховщика, к которым относятся нематериальные активы, инвестиции, основные средства, денежные средства и дебиторская задолженность.

Специфика страховой деятельности находит свое отражение в составе статей активной части баланса, к ней относятся депо премий по рискам, принятым в перестрахование, доля перестраховщиков в страховых резервах, дебиторская задолженность по операциям страхования и со-страхования и прочие статьи.

При активной инвестиционной деятельности страховой организации, большую часть ее активов составляют финансовые вложения в ценные бумаги, в дочерние, зависимые общества и другие организации, депозиты в банках, недвижимость и прочие инвестиции.

Пассив баланса показывает источники средств страховой компании, включая собственные и заемные средства. Собственные средства представлены уставным, добавочным, резервным капиталом, нераспределенной прибылью.

В пассивной части баланса элементом, отражающим отраслевую специфику страховой деятельности, является раздел «Страховые резервы», который представляет собой средства, отложенные страховой организацией в резерв для исполнения будущих обязательств перед страхователями.

При значительном, постоянно пополняемом и относительно безубыточном страховом портфеле данный раздел пассива является самым большим. Механизм формирования доходов и расходов страховой компании отражен на рисунке

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: