Справка о дееспособности – 3 цели использования, где взять + какой срок действия?

Справка о дееспособности для нотариуса не является обязательным документом, так как этот факт подтверждается только в судебном порядке. С января 2018 года нотариусу получили доступ к реестру судебных актов о признании граждан недееспособными. Это позволяет проверить, вправе ли гражданин заключать договор или оформлять завещание по состоянию психического здоровья.

Зачем нужна справка о дееспособности?

В обязанности нотариуса входит проверка дееспособности участников сделок, наследодателя по завещанию. До 2018 года нотариусу действительно требовали представления справки о дееспособности при возникновении сомнений в психическом состоянии здоровья, в способности понимать суть и последствия происходящего. На данный момент, единственным способом проверки дееспособности является запрос в федеральный реестр судебных актов.

Однако граждане могут получить справку о состоянии психического здоровья для следующих целей:

  • для устранения рисков при проверке юридической чистоты сделки, так как при неспособности понимать суть происходящего договор может быть оспорен,
  • для проверки психического здоровья гражданина, не признанного недееспособным в судебном порядке (например, если никто из родственников не подаст такой иск в суд, граждан сможет совершать сделки даже с отклонениями в психике),
  • что избежать длительного рассмотрения запроса нотариуса в медицинские учреждения (такой запрос может направляться при возникновении сомнений в психическом состоянии завещателя).

Так как сведения о состоянии здоровья охраняются врачебной тайной, получить такую справку может только лично гражданин.

Где взять справку для нотариуса?

Как указывалось выше, если гражданин был официально признан недееспособным, нотариус получит такие сведения из федерального реестра. Справка из медицинских учреждений может подтверждать лишь факт постановки на учет в психоневрологическом диспансере по месту жительства, что не обязательно влечет недееспособность. Чтобы получить справку для нотариуса, нужно:

  • обратиться в психоневрологический диспансер по месту прописки (при получении справки в другом месте придется проходить полноценное обследование, с запросом данных из ПНД по месту жительства),
  • на справке должна стоять печать медучреждения, подпись главного врача ПНД или поликлиники,
  • в большинстве случаев, справку в ПНД по месту постоянной прописки можно получить в день обращения.

Справка выдается по форме, предусмотренной Приказом Минздрава РФ № 441-н. В документе не указывается о характере заболевания и диагнозе, а отмечается факт постановки на учет в психоневрологическом диспансере. Естественно, если гражданин не состоял на учете в ПНД, в справке будет подтвержден этот факт.

Учтите, что предоставления справки ПНД при составлении завещаний или удостоверения договоров не является обязательным требованием закона. Поэтому вы можете отказаться представлять справку и вправе обратиться в другой орган нотариата. Однако и нотариус обязан отказать в совершении нотариальных действий, если возникли сомнения в психическом здоровье заявителя.

Какой срок действия справки?

Справка психоневрологического диспансера будет действовать не более 1 года с момента выдачи. Если этот срок прошел, придется получать новый документ. Если факт недееспособности подтвержден в суде, решение будет действовать бессрочно. Однако сам гражданин, либо иные заинтересованные лица могут обратиться в суд для восстановления дееспособности.

Так как справку ПНД получить достаточно просто, представить ее нотариусу желательно в ближайшие дни после получения. В противном случае специалист нотариальной конторы может вновь указать на возникновение сомнений в состоянии психического здоровья гражданина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: