Торговля как инструмент развития в 21 веке

Глобальную производственно-сбытовую цепь (ГПСЦ) можно назвать системой, в рамках которой компании, распределенные по всему миру, производят различные компоненты (ресурсы, детали и так далее), которые затем поставляются в другие точки, где собираются в готовую продукцию. Возможность такой кооперации зависит от множества факторов: политики различных стран, договороспособности партнеров, особенностей налогообложения и так далее. В связи с этим любые изменения в данной системе могут нарушить целостность цепочки. Более того, для участия и развития в рамках ГПСЦ необходимо выполнение целого ряда условий.

ГПСЦ не способна обеспечить равномерное распределение благ

Несмотря на то что глобальная производственно-сбытовая цепь создает условия для развития целых регионов (открытие рабочих мест, увеличение объемов продаж и так далее), блага, которые она создает, распределяются неравномерно. А в ряде случаев ГПСЦ негативно сказывается на состоянии окружающей среды, нанося ей серьезный (подчас, непоправимый) ущерб.

Неравномерность в распределении благ отмечается как между странами, так и внутри отдельного государства. Крупные компании с целью сокращения себестоимости выпускаемой продукции и, как следствие, снижения издержек переносит производство в развивающиеся регионы мира. Это позволяет им повышать наценку на создаваемые изделия, что ведет к росту общих доходов. Однако из-за такого подхода со стороны крупных корпораций конечные потребители, являющиеся участниками ГПСЦ, не ощущают эффекта от снижения себестоимости продукции. Одновременно с этим производители из развивающихся стран уменьшают наценку на товар. В частности, выпускаемые в Индии предметы одежды стоят заметно дешевле, чем в США.

Развивая торговлю со странами, население которых получает меньший доход, на фоне внедрения новых технологий, крупные корпорации тем самым способствуют перераспределению добавленной стоимости от труда к капиталу в пределах отдельно взятого государства. Это отчасти провоцирует нарастание неравенства между квалифицированными рабочими кадрами и лицами, не имеющими специализации, в размерах получаемых доходов. Развитие ГПСЦ вызывает ряд проблем в реализации своих трудовых навыков и у женщин. Прогресс глобальной производственно-сбытовой цепи открывает новые рабочие специальности для данной категории населения. Но у женщин становится меньше возможностей для реализации своего потенциала. Как следует из статистических данных, эта категория рабочего персонала в основном занята в сферах с небольшой добавленной стоимости. Также женщин реже занимают руководящие посты как в мелких, так и в крупных организациях.

Развитие ГПСЦ наносит достаточно серьезный ущерб окружающей среде. Это происходит из-за того, что на фоне расширения зон торговли увеличивается расстояние, которое преодолевают промежуточные товары (продукты, которые не поступают в открытую продажу, а используются в производственных процессах). В итоге расширение логистической цепочки провоцирует рост объема углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. Дополнительно увеличивается количество отходов. Последнее обусловлено тем, что большинство товаров (включая и промежуточные) комплектуется в отдельные упаковки.

Кроме того, экономический рост, спровоцированный развитием ГПСЦ, может увеличить нагрузку на природные ресурсы. Особенно ярко этот процесс прослеживается в тех случаях, когда корпорации получают различные субсидии и дотации, стимулирующие перепроизводство. Однако, несмотря на это, в настоящий момент пока компании не переносят производственные процессы в страны, законодательство которых не предъявляет жесткие требования в части соблюдения экологических стандартов.

Рисунок 1. Влияние автоматизации производства на объемы импорта комплектующих из развивающихся стран в развитые

На приведенном выше рисунке показана взаимосвязь между ростом импорта комплектующих из развивающихся стран в развитие на фоне активной автоматизации производственных процессов. Информация представлена за период с 1995 по 2015 годы. Изменение объемов показано в логарифмических единицах (увеличение на 0,1 указывает на рост импорта примерно на 10%).Внедрение новых технологий способствует развитию ГПСЦ.

Внедрение новых технологий в итоге способствует развитию глобальных торговли и производственных процессов. Однако этот процесс несет в себе как блага, так и риски. Появление на рынке новых продуктов, развитие производства, внедрение ранее недоступных способов автоматизации и другое   все это и многие другое провоцирует прогресс в области ГПСЦ и мировой торговли.

Инновации открывают новые направления для развития глобальной производственно-сбытовой цепочки. Статистика показывает, что в 2017 году 65% от общего товарооборота приходились на товары, которые еще 25 лет назад не существовали.

Внедрение новых технологий положительно сказывается и на глобальной торговле. Автоматизация производственных процессов заставляет страны отказываться от трудоемких методов выпуска товаров, вследствие чего снижается спрос на продукцию, которую создают развивающие государства. Но, вместе с тем, крупные корпорации пока не стремятся вернуть производство из-за рубежа. При этом внедрение методов 3D-печати и новых методов автоматизации способствуют увеличению объемов и расширению масштабов выпуска продукции. В результате описанные процессы провоцируют рост спроса на комплектующие, которые поставляют развивающие страны (об этом прямо свидетельствует рисунок 1).

Не менее выраженный прогресс демонстрируют компании, которые работают на цифровых платформах. Последние позволяют не только сократить торговые издержки, но и сравнительно просто выйти за пределы домашнего рынка. Однако, как показывают результаты различных исследований, расширение присутствия подобных фирм негативно сказывается на распределение выгод от торговли.

Рисунок 2. Примеры национальных политик стран, демонстрирующие особенности перехода к сложным моделям участия в ГПСЦ (ИКТ — информационные и коммуникационные технологии, НТМ — нетарифные меры)

За счет национальной политики страны могут увеличить свое присутствие в ГПСЦРазделение и, как следствие, упрощение производства различных товаров (особенно наукоемких и сложных типа компьютеров или автомобилей) затронуло не только крупные или мелкие компании, но и целые страны. За счет децентрализация выпуска продукции государства, находящиеся на ранних этапах развития, включаться в ГПСЦ. Благодаря этому такие страны получают возможности для запуска производства более простых компонентов, необходимых для создания сложной продукции. Однако наличие подобных способностей не означает, что государство сможет включиться в глобальную производственно-сбытовую цепочку.

Вероятность участия в ГПСЦ зависит от множества факторов: географического положения, наличие/отсутствие запасов определенных природных ресурсов, институты, размеры рынка. Не меньшую роль в этом играет и проводимая политика. Так, если руководство страны активно привлекает прямые иностранные инвестиции (ПИИ), то оно тем самым может компенсировать недостаток технологий и других необходимых ресурсов.

Внутренний рынок в силу ряда особенностей (ограниченность ресурсов, недостаточная конкуренция и так далее) не дает компаниями развиваться. Такую «узость» способна решить политика либерализации торговли как на домашнем, так и на глобальном рынках. А для устранения проблем, связанных с географической удаленностью производства, необходима модернизация инфраструктуры транспорта и связи. Одновременно нужно увеличить (усилить) конкуренцию в этих сферах. Кроме того, глубокая интеграция между странами заставит правительства реформировать государственные институты и сферу экономической политики. Но для этого потребуются внедрение новых технологических решений и финансовая помощь.

Рисунок 2 отражает результаты анализа, которые показывают, какую именно политику следует проводить для того, чтобы стать участников ГПСЦ. Главное, что должно понимать руководство стран — политические решения нужно претворять в жизнь с учетом особенностей конкретного государства и планах его правительства на участие в глобальной производственно-сбытовой цепи.

При этом для планомерного развития страны-участницы ГПСЦ необходимо постоянное привлечение ПИИ. Для этого руководству государств потребуется обеспечить защиту прав инвесторов, организовать благоприятный инвестиционный климат, создать открытый и стабильный рынок. Сегодня страны применяют различные подходы для привлечения ПИИ. Ряд государств Юго-Восточной Азии создают благоприятные условия для иностранных инвесторов, которые вкладывают деньги в развитие товарного производства. Но, вместе с тем, правительства этих стран ограничивают участие зарубежных партнеров в секторе услуг. Другие государства предоставляют льготы и субсидии для иностранных инвесторов. Однако такой подход может негативно сказаться на кооперации со странами-партнерами и в конечном итоге спровоцировать снижение деловой активности. А некоторые страны (Малайзия, Коста-Рика и Марокко) привлекают трансформационные ПИИ в ГПСЦ со стороны крупных иностранных корпораций, проводя эффективную политику по стимулированию инвестиций.

Страны, обладающие значительными «запасами» рабочей силы, но при этом поддерживающие высоким курс национальной валюты и ограничивающие трудовое законодательство, не способны в полной мере реализовать свой потенциал. Например, в Бангладеше специалисты, занятые в сфере обрабатывающей промышленности, получают столько же, сколько и в среднем остальные жители. А во многих африканских странах стоимость рабочей силы в 2 раза превышает размер подушевого дохода.

Либерализация торговли позволяет государствам выходить на рынки, которые могут удовлетворить потребности в недостающих ресурсах. Так, в 2000-х годах руководство Перу провело масштабное снижение тарифов. Благодаря этому страна смогла нарастить производительность, заметно увеличить объемы выпускаемой продукции и диверсифицировать свой экспорт в рамках ГПСЦ. Заключая новые торговые соглашения, страны открывают для себя новые возможности за счет входа на ранее закрытые рынки. Этот подход, в частности, способствовал включению Маврикия, Лесото, Мадагаскара, Бангладеша, Гондураса и Доминиканской республики в ГПСЦ.

В последние годы усилилась взаимосвязь между экономиками товаров и услуг. Из-за этого необходимы изменения в ГПСЦ. Потребуется реформирование политики развития различных направлений сферы услуг: финансы, транспорт, электросвязь и других. Эта необходимость обусловлена глобализацией торговых взаимоотношений.

Для целого ряда товаров задержка в поставках на одни сутки сегодня вызывает повышение цены на 1%. Для снижения торговых издержек, возникающих под влиянием временных факторов и сопутствующих рисков, потребуется повышение конкуренции между логистическими компаниями, усовершенствование таможенных процедур и пограничного контроля, модернизация портов и системы управления ими. Также необходимо найти решения проблем, связанных с географической удаленностью отдельных участников ГПСЦ.

В связи с тем что для успешного развития глобальной производственно-сбытовой цепи нужно гибкое объединение мировых корпорацией в сети, важно уделять повышенное внимание как условиям, так и обязательствам по выполнению заключаемых контрактов. В частности, потребуется создать условия, обеспечивающие стабильное выполнение договоренностей между компаниями, которые действуют в рамках одной сети. Если участники ГПСЦ занимаются производством и сбытом инновационной и сложной продукции, то им необходима защита прав интеллектуальной собственности. Для этого, например, нужно усовершенствовать подход к тестированию и сертификации продукции, приведя его к общемировым стандартам. Данные изменения должны проводить руководство стран-участниц ГПСЦ.

В современном понимании глобальной производственно-сбытовой цепи инструменты промышленной политики (субсидии, налоговые льготы и так далее), которые применяются уже несколько десятилетий, могут исказить модели производства. Большим потенциалом обладают другие меры:

  1. Инвестиции в человеческий капитал помогут странам как нарастить национальный потенциал, так и продвинуться вверх в ГПСЦ. Например, в Малайзии был создан Центр профессионального обучения, благодаря чему она смогла войти в глобальную производственно-сбытовую цепь, предложив собственную продукцию для сфер машиностроения и электроники.
  2. Проведение политики адресных мер, которые помогают устранить препятствия для продвижения отдельных видов товаров в рамках ГПСЦ. Хорошим примером этому служат действия Бангладеша. Эта страна создала приписные таможенные склады и внедрила компенсационные аккредитивы, которые гарантируют доступность оборотного капитала. Благодаря такому подходу Бангладеш занял свое место в мировой цепочке сбыта услуг по повышу готовой одежды.
  3. Правительства могут создать условия для кооперации между представителями малого и среднего бизнеса и компаниями, которые играют заметную роль в ГПСЦ. Для этого нужно обеспечить первым поддержку по наращиванию потенциала и предоставить последним информацию о возможностях поставок. Аналогичный подход успешно реализовали Чехия, Чили, Гвинея и ряд других стран.
  4. Обеспечить интеграцию мелких крестьянских хозяйств в ГПСЦ. Эта рекомендация применима в отношении стран, которые сделали ставку на развитие сельскохозяйственного сектора. Чтобы интегрировать мелкие хозяйства в общую сбытовую цепочку, им необходима поддержка по различным направлениям: предоставление доступа к услугам по управлению рисками, создание крупных объединений и так далее.

Улучшение делового и инвестиционного климата нередко требует значительных временных и денежных затрат. В связи с этим страны-участницы ГПСЦ организуют на своих территориях особые экономические зоны (ОЭЗ). Однако в настоящий момент положительных результатов достигают немногие ОЭЗ. В основном такие зоны помогают устранить недостатки отдельных рыночных или политических механизмов. Чтобы создать действительно рабочие условия, необходимые для улучшения инвестиционного климата, даже на ограниченной территории требуется обеспечить доступ ко всем ресурсам: электроэнергии, связи, воде, земле, рабочей силе и другим. Одновременно с этим нужно минимизировать риски, возникающие в связи с действующими регуляторными барьерами. Примером успешно функционирующих особых экономических зон являются ОЭЗ, организованные Китаем, ОАЭ и Панамой.

Другие меры, обеспечивающие справедливое распределение выгод от ГПСЦ

Не только политические решения необходимы для справедливого перераспределения выгод от участие в ГПСЦ и снижения сопутствующих издержек. Для этого потребуется реализация и других мер, действие которых направлено на достижение указанных целей. В частности, необходимо проводить мероприятия и внедрять решения, которые смогли бы обеспечить соблюдение действующего трудового законодательства, помочь работникам, пострадавшим из-за структурных изменений, а также сохранить окружающую среду.

Рост ГПСЦ не влияет равномерно на все структуры экономики. Например, от этого могут выиграть представители одной профессии, но пострадать — другой. Поэтому им и требуется поддержка, которая особенно важна для стран со средними и высокими доходами. Важно обеспечить условия для адаптации участников рынка труда к ситуации, изменяющейся в связи с появлением ГПСЦ. Указанные мероприятия, прежде всего, направлены на повышение мобильности среди работников. Также потребуются меры по формированию навыков у специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.

Если учесть, что безработица, часто возникающая после произошедших структурных изменений, со временем приобретает хронический характер, необходимо создать условия для страхования прежней заработной платы. Такой подход поможет сохранить специалистов на прежних местах за счет того, что размер их доходов не уменьшится. В долгосрочной перспективе страхование заработной платы принесет положительные результаты. Например, в Дании местное законодательство незначительно ограничивает работодателей в плане приема на работу и увольнения. Однако для безработных здесь предусматриваются достаточно большие пособия. Благодаря такому сочетанию удалось создать гибкий рынок труда и гарантировать занятость для населения.

Нормы трудового законодательства (при условии их грамотной проработки и постоянного соблюдения) способны обеспечить защиту работников. Частные компании также должны принимать участие в изменении порядка и условия найма и сотрудничества со специалистами. Это особенно важно для тех представителей бизнеса, чьим клиентам небезразличны условия труда на предприятиях.

Показательную роль в разработке соответствующих норм способны сыграть такие организации, как Международная финансовая корпорация и Международная организация труда. Они помогли качественно повысить условия работы специалистов во Вьетнаме. Однако правительство этой страны предприняло и ряд собственных мер, направленных на улучшение условий занятости населения. Оно опубликовало список компаний, которые не соблюдают трудовое законодательство.

С целью снижения вреда окружающей среды, которое оказывает ГПЦС, необходимо вводить сборы за ухудшение экологической обстановки. Такой подход заставит участников глобальной производственно-сбытовой цепи внимательнее относится к расходованию ресурсов. Но возникающие в связи с этим расходы будут включены в наценку на выпускаемые товары. Внедрение указанных сборов также запустит процессы по разработке новых, инновационных методов защиты окружающей среды и создания экологически чистых товаров.

Как уже было отмечено, субсидирование промышленности и энергетического сектора способно исказить рыночные механизмы. Из-за дотаций невозможно добиться справедливого перераспределения ресурсов. Кроме того, отсутствие налогов, взимаемых за вырабатываемые парниковые газы, не способствует снижению выброса CO2. Изменив это, внедрив новые природоохранные нормы, действие которых направлено на определенные категории промышленности, и изменив правила использования ряда загрязняющих веществ, можно снизить ущерб, который наносят окружающей среде связанные с ГПСЦ транспортные и промышленные компании.

Выгоды от участия в ГПСЦ, полученные благодаря развитию международного сотрудничества

ГПСЦ напрямую зависит от условий развития международного сотрудничества. Характер взаимодействия участников данной цепи меняется с учетом принятия (непринятия) определенных политических мер в отдельно взятой стране. В итоге это может тем или иным образом сказаться на потребителях и компаниях из другого государства.

Развитие международного сотрудничества способно нивелировать особенности национальной политики стран, тем самым улучшив результаты торговой деятельности. Меры протекционизма увеличивают общие издержки предприятий. Особенно ярко это проявляется в отношении тех компаний, товары которых многократно пересекают границы. Поэтому применительно к ГПСЦ снижение торговых барьеров окажет заметное влияние на развитие бизнеса.

Глобальная производственно-сбытовая цепь неразрывно связана с ПИИ. И участникам ГПСЦ жизненно важно обеспечить оптимальные инвестиционные условия. Это наиболее актуально для стран, которые испытывают острый дефицит капитала.

Не менее остро стоят вопросы протекционизма, когда дело касается развивающихся государств, участвующих в ГПСЦ. Для последних важно в рамках данной цепи разработка и соблюдение твердых правил ведения торговли и предотвращение дискриминации внутри такой системы. Также необходимы стимулирование реформаторской деятельности, открытие доступа к мировым рынкам и оказание помощи в урегулирование спорных вопросов, возникающих с крупными игроками (странами, корпорациями).

Однако сегодня добиться указанных результатов достаточно сложно из-за высокого давления, которое испытывает международная торговля. В течение трех десятилетий развивающиеся страны вели активную работу по наращиванию экономического потенциала, который позволил бы им догнать развитые государства. Но это привело к негативным последствиям. Такие действия спровоцировали неравномерное перераспределение доходов между отдельными внутри отдельных стран и между государствами..

Сегодня сложилась ситуация, при которой рост благосостояния одной страны одновременно вызывает усиление протекционистских мер. И ранее применяемая система торговли, которая могла приспособиться к изменяющимся условиям, сейчас не работает должным образом. В итоге даже внутри Европейского союза часто возникают разногласия между отдельными странами по различным вопросам.

Серьезные изменения повлекла за собой торговая война, разразившаяся между Китаем и США. Из-за этого обе страны усилили протекционистские меры. Данная война спровоцировала неопределенность на мировой политической арене, что подрывает ГПСЦ. Из-за торгового конфликта снизилась уверенность в среде инвесторов. Это, в свою очередь, может стать причиной падения мировой экономики и, как следствие, увеличения числа безработных. По предварительным подсчетам, в ближайшее время за чертой бедности (бедными признаются люди, которые ежедневно получают менее 5,5 долларов США) окажется свыше 30 миллионов человек. А совокупный доход всего мира (предприятий, государств и так далее) опустится до отметки в 1,4 триллиона долларов. И даже при условии, если США и Китай найдут способы достичь договоренности, торговая война, вероятно, приведет к неблагоприятным последствиям.

Для создания и поддержания открытой торговли необходимо внедрять комплекс мер. Главным приоритетом в данном направлении видится углубление традиционного сотрудничества. Одновременно с этим необходимо устранить барьеры, мешающие свободному товарообмену, и другие факторы, которые негативно сказываются на ведении торговой деятельности (государственные субсидии и иное). Также потребуется развитие сотрудничества не только в сфере товарного обмена, но и налогообложения, регулирования, формирования соответствующей инфраструктуры.

Углубление традиционного торгового сотрудничества

В перспективе развития ГПСЦ одной из важных задач является углубление и расширение правил и обязательств, которых придерживаются участники традиционной торговли. В современных условиях компании (как мелкие, так и крупные) и страны не имеют доступа к открытому рынку. В частности, уже много лет поднимается вопрос о либерализации торговли продукцией и услугами сельскохозяйственного сектора экономики. А на некоторых рынках ограничивается протекционистскими настроениями либо нетарифными мерами товарообмен изделиями промышленного назначения. Так, в ряде беднейших стран проводится политика по снижению тарифов. Однако эти меры не затрагивают импортируемые товары. В других странах проводимая местными властями политика по внедрению специальных и дифференцированных режимов торговли препятствует как реформам, так и их участию в ГПСЦ.

Кроме того, руководство отдельных государств проводит протекционистскую политику в отношении продукции с высокой добавленной стоимостью. Эти меры негативно сказываются на производственном процессе в трудоемких областях в развивающихся странах: агропромышленный комплекс, кожевенное и швейное дело и других. Также правительства нередко заключают международные соглашения, в которых ограничивают круг потенциальных поставщиков. Субсидирование отдельных сфер экономической деятельности негативно сказывается на конкуренции. А некоторые нормы не создают условия для нормальной конкурентной борьбы.

Не проводятся либеральные реформы в секторе услуг. Последние нововведения не оказали заметного влияния на эту область экономической деятельности. Некоторые виды услуг, тесно связанных с ГПСЦ (например, морские и воздушные перевозки), нуждаются в более скоординированных действиях в части либерализации. Однако достигнутые ранее договоренности на международном уровне препятствуют реформированию этого сектора.

Торговые переговоры будут приносить положительные результаты при условии, если:

  • развивающие страны, играющие важную роль в определенном секторе мировой торговли, будут взаимодействовать с другим участниками на равных правах, не стремясь добиться для себя специальных либо дифференцированных тарифов,
  • крупные развитие страны продолжат придерживаться ранее установленных правил ведения торговли, отказавшись от внедрения протекционистских мер,
  • каждый участник ГПСЦ будет выносить на повестку дня вопросы, которые бы учитывали как собственные интересы, так и бизнеса.

Такая совокупность подходов позволит углубить традиционную торговлю.

Расширение сотрудничества в области защиты конкуренции, налогообложения и потоков информации

Децентрализация производственных процессов, развитие наукоемких секторов и другие факторы создает определенные сложности перед разработчиками законов в области налогообложения. Поэтому в данном секторе тоже требуется международное сотрудничество. Оно, в частности, поможет развитым странам найти возможности для оказания поддержки гражданам, потерявшим работу, а развивающимся — средства для создания новой и развития имеющейся инфраструктуры. Придерживаясь единого подхода к вопросам налогообложения, правительства смогут уменьшить отток капитала за рубеж, так как у компаний не останется для этого никаких стимулов. Однако, прежде чем внедрять подобные меры, необходимо оценить возможные последствия от таких изменений для развивающихся стран.

Конечные потребители в последние годы озабочены вопросом неприкосновенности частной информации, которую получают крупные IT-компании, а также ущемление прав сторонних разработчиков со стороны этих гигантов, активно навязывающих свои цифровые платформы. Отчасти в связи с этим правительства достаточно жестко ограничивают передачу информации за границу и вводят новые правила работы с такими данными внутри страны.

Внедряемые законы о конкуренции, прежде всего, призваны защитить национальные интересы. Поэтому договоренности между странами носят преимущественно ограниченный характер. Решить эту проблему можно, введя нормы, согласно которым иностранные компании обязуются защищать интересы потребителей в стране-импортере, а последняя — предоставить доступ к открытому рынку.

Проводя указанные мероприятия, необходимо сохранить за развивающимися странами возможность участия в ГПСЦ. То есть нельзя избегать их интересов при достижении договоренностей. Для этого потребуется поддержка мирового сообщества, которое поможет развивающимся странам взять на себя обязательства по развитию сфер, главных для них с точки зрения экспорта товаров и услуг. Одновременно с этим необходимо, чтобы партнеры данных государств обеспечили открытый доступ к собственным рынкам.

Еще один фактор, который необходимо учитывать при развитии ГПСЦ — сбой в координации инвестирования в инфраструктуру негативно сказывается на всей цепочке товарообмена. В этом ключе играет важную роль условия взаимодействия стран, имеющих одну границу. Так, Гватемала и Гондурас существенно сократили время таможенного оформления товаров (с 10 часов до 15 минут), внедрив единую систему обмена информации и организовав таможенный союз.

В свою очередь, ВТО тоже оказывает поддержку стран с низкими доходами. Им организация предоставляет финансовую помощь, которая идет на развитие местной инфраструктуры и других секторов экономики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: