Несоблюдение главой КФХ бизнес-плана повлекло возврат предоставленного из бюджета гранта

Начинающие предприниматели имеют возможность воспользоваться государственной поддержкой и получить на развитие своего бизнеса безвозмездную субсидию. Для этого необходимо иметь четкий и продуманный бизнес-план и стремиться его исполнить.

Но бывает и так, что, получив господдержку, начинающий бизнесмен откладывает выполнение взятых на себя обязательств, что в последующем выливается в судебные иски и взыскание с него полученных из бюджета сумм.

Так, 30 ноября 2018 года 21-ый ААС вынес решение по делу № А48-2096/2018 о взыскании с нерадивого фермера суммы полученного им гранта и единовременной помощи на общую сумму 1,75 млн. руб. Решение нижестоящего суда было отменено в силу его незаконности.

Какие нарушения допущены главой КФХ

Глава КФХ Гаврилица А.В. 15 декабря 2015 г. был включен в специально разработанную Правительством Севастополя программу, направленную на поддержку начинающих фермеров. Департамент отметил его бизнес-план, предусматривающий строительство тоннельной теплицы для выращивания овощей, и выделил Ответчику финансирование:

  • грант в сумме 1,5 млн. руб.,
  • единовременную помощь на обустройство в размере 250 тыс. руб.

Условия финансирования и порядок его использования стороны закрепили в Соглашении от 17 декабря 2015 г. № 9. После того, как документ был подписан, на расчетный счет главы КФХ была перечислена общая сумма в размере 1,75 млн. руб.

На законодательном уровне правила использования грантов начинающими фермерами содержались в положении, которые Правительство Севастополя утвердило в конце декабря 2014 г. (далее — Положение):

  • В соответствии с п. 2.6 Положения и п. 3.2.11 Соглашения Ответчику следовало использовать грант и единовременную выплату в срок не позднее 18 месяцев с момента поступления финансирования на расчетный счет. Исходя из данного правила, использовать средства необходимо было до 25 июня 2017 года.
  • Согласно п. 3.2.2 Соглашения Ответчик обязался вести фермерское хозяйство на территории города на протяжении ближайших пяти лет и направлять свои ресурсы на его развитие в полном соответствии с бизнес-планом, прошедшим конкурсный отбор.
  • Отдельным пунктом закреплялась обязанность главы КФХ обеспечить создание трех и более постоянных рабочих мест.

Документом предусматривалась, что Ответчик обязан вернуть в городской бюджет все полученное при заключении Соглашению, если он нарушит условия использования денежных средств.

В рамках контроля за исполнением Соглашения 7 декабря 2016 г. в адрес главы КФХ направлен запрос о предоставлении информации и документов в части создания постоянных рабочих мест. Срок исполнения запроса составлял 5 дней. Ответчик получил письмо 22 декабря 2016 г. На шестой день после получения запроса Гаврилица А.В. передал в Департамент письмо с ответом, из содержания которого следовало, что им нарушен п. 3.2.13 Соглашения. А именно, им не созданы три постоянных рабочих места. Им также сообщалось, что два рабочих места будут созданы до 15 января 2017 г.

Через некоторое время Ответчик передал Истцу документы в подтверждение приемки на работу требуемого количества граждан. Департамент изучил предоставленные материалы и установил, что трудовые договоры носят срочный характер и заключены лишь до конца 2017 года.

В июле 2017 г. Департамент письменно уведомил Ответчика о необходимости его присутствия на комиссии по контролю за деятельностью КФХ, чтобы он пояснил причины непредставления документации о целевом использовании бюджетных средств после истечения 18 месяцев с момента получения им гранта. Ответчик получил уведомление, но на заседание комиссии не пришел и не сообщил причины своей неявки. Данные действия являлись нарушением условия, указанного в п. 3.2.14 Соглашения.

В связи с этим Департаментом 24 июля 2017 г., то есть в день заседания комиссии, был составлен акт о нарушении условий предоставленного гранта. Акт был вручен главе КФХ 16 августа 2017 г. У Ответчика имелось 5 дней, чтобы устранить выявленные нарушения. В ответном письме Гаврилица А.В. сообщил о принятых им мерах по исполнению Соглашения и приложил подтверждающие документы. Их изучение в очередной раз подтвердило факт нарушения сроков использования бюджетных средств.

В процессе обмена информацией о ходе реализации Соглашения, Ответчик просил о предоставлении отсрочки сроком на 4 месяца для исполнения взятых на себя обязательств.

В октябре 2017 г. Департамент запросил у получателя гранта сведения о реализации составленного им бизнес-плана. Ответчик получил письмо 11 ноября 2017 г., но ответ на него не направил, что свидетельствовало о нарушении им п. 3.2.14 Соглашения.

В результате Департамент подготовил акт о нарушении условий предоставленного гранта и установил пятидневный срок для устранения несоответствий. Акт был получен Гаврилицей А.В. нарочным 3 ноября 2017 года. На данный акт и ранее направленные запросы о предоставлении сведений и документации Ответчик подготовил ответ от 9 ноября 2017 года. Он сообщил Департаменту причины неявки на комиссию и обстоятельства, связанные с невозможностью передать Истцу требуемую документацию. Однако из данного сообщения невозможно было определить, как идет реализация бизнес плана, почему он не исполнен. Указанное являлось нарушением пунктов 3.2.3 и 3.2.14 Соглашения.

В начале декабря 2017 года было проведено очередное заседание комиссии по контролю за деятельностью КФХ. На нем был рассмотрен отчет о расходовании средств гранта и единовременной помощи Гаврилицей А.В. Комиссия выявила, что у Ответчика не имеется документов в подтверждение оплаты товаров на общую сумму 662 тыс. руб. Указанное нарушало п. 3.2.11 Соглашения.

По итогам заседания комиссии 6 декабря 2017 г. был составлен очередной акт о нарушении условий предоставленного гранта. Документ был вручен получателю 21 декабря 2017 г. Ответ на требование подготовлен Гаврилицей А.В. 25 декабря 2017 г., в котором он сообщил, что ранее уже отчитался об использовании гранта.

В апреле 2018 года Департамент выслал Гаврилице А.В. требование о возврате полученных им бюджетных средств на общую сумму 1,75 млн. руб. в срок до 10 рабочих дней с момента получения письма. Ответчик получил его 10 мая 2018 г.

На данное требование глава КФХ ответил отказом в письме от 15 мая 2018 г.

Позднее, в августе 2018 г. было проведено административное обследование земельного участка, на котором должен был реализоваться бизнес-план. Результаты осмотра показали следующее:

  • земельный участок не используется,
  • имеется лишь каркас туннельной теплицы,
  • есть несколько хозяйственных построек.

На протяжении всего срока действия Соглашения, то есть с 2015 по 2018 гг. Ответчик не возвел ни одной теплицы и не оборудовал систему капельного полива. Данные мероприятия согласно утвержденному бизнес-плану должны были быть выполнены в январе-марте 2016 г. Кроме того, проверкой было установлено, что срок действия договора аренды земли под теплицы истек еще в ноябре 2016 г. Меры по его продлению Ответчиком не были приняты.

Все вышеуказанное явилось основанием для обращения с иском в суд о принудительном взыскании указанных денежных средств.

Суд первой инстанции отказал Департаменту. Истец не был согласен с принятым решением, полагал, что суд неполно изучил обстоятельства дела и просил апелляцию отменить решение и принять по делу новый судебный акт.

Грант должен использоваться по целевому назначению

Получение гранта подразумевает его использование на те цели, на которые он предоставлен в соответствии с условиями заключенного между сторонами соглашения.

Согласно общему правилу, указанному в ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться в строгом соответствии с условиями, которые обговорили стороны сделки, а также согласно требованиям нормативных правовых актов, а если таковых нет — согласно общепринятым условиям делового оборота.

Бюджетный кодекс РФ в ст. 28 и ст. 38 закрепляет принцип целевого использования бюджетного финансирования и его адресного характера. Указанное предполагает, что денежные средства попадают в распоряжение иных лиц с определенной целью.

В ч. 1 ст. 75 БК РФ указано, что субсидии выдаются гражданам, производящим товары, работы или услуги на бесплатной основе для того, чтобы возместить из затраты на их деятельность.

Апелляция указала на недоработки суда первой инстанции

Из документов следовало, что полученное финансирование необходимо было использовать в течение 18 месяцев со дня их поступления на счет Ответчика. Следовательно, данный срок истек 25 июня 2017 года. По предоставленным платежным документам следует, что расходовать денежные средства Ответчик начал только с августа 2017 г.

В деле имелись счета на оплату, датированные 1 марта 2017 г., 3 мая 2017 г., 25 и 30 августа 2017 г. Все платежи были проведены после срока, установленного в Соглашении. Однако суд первой инстанции полагал, что нарушения нет, так как счета были переданы Ответчику до истечения установленного срока, а товар якобы получен в рамках установленных сроков.

При этом суд не проверил факт получения Ответчиком товаров в пределах сроков, установленных Соглашением. В деле отсутствуют копии договоров купли-продажи товаров, иных документов о приобретении оборудования, а в имеющихся счетах указано, что товар передается покупателю лишь по факту оплаты.

О необходимости оплаты товара после его получения указывается в ч. 1 ст. 486 ГК РФ, а также в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. № 18.

Следовательно, Ответчик не использовал грант в установленные сроки, не выполнил целевые показатели, прописанные в бизнес-плане, тем самым нарушил условия Соглашения, в силу чего обязан вернуть все полученное по нему. О чем было вынесено соответствующее постановление апелляционной инстанции.

Таким образом, при получении безвозмездной бюджетной помощи на развитие бизнеса необходимо действовать строго в рамках подписанного соглашения и в соответствии с утвержденным бизнес- планом.

Проблемы грантовой поддержки КФХ

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее КФХ) это вид предпринимательской деятельности, связный с ведением сельского хозяйства. До 2013 года КФХ должны были обязательно регистрироваться в качестве юридических лиц. На сегодняшний день регистрация КФХ упрощена. Фермерское хозяйство может функционировать на основании статуса ИП, что позволяет вести упрощенную отчетность.

КФХ имеет ряд отличительных особенностей от других коммерческих субъектов. Во-первых, членами крестьянского хозяйства должны выступать граждане, имеющие родственные связи. Во-вторых, у КФХ нет устава, оно действует на основании соглашения членов фермерского хозяйства.

Главой хозяйства является человек, на которого зарегистрировано ИП. Стоит отметить тот факт, что все договорные обязательства хозяйствующий субъект берет на себя через главу КФХ, что влечет за собой определенную ответственность. Предприниматель должен адекватно оценивать возможности своего хозяйства и обязан предпринять все возможные меры для исполнения надлежащим образом договорных обязательств. Ведь за неисполнение условий договора предусмотрены различные санкции.

Сельскохозяйственный бизнес в России на сегодняшний день находится в упадке – на это есть несколько причин. Агрохолдинги вытесняют малый и средний бизнес. У крупных компаний организованы точки сбыта и есть возможность оптимизировать свою деятельность за счет грамотной логистики, что дает неоспоримые преимущества перед представителями маленьких хозяйствующих субъектов.

Государство активно поддерживает сельскохозяйственную деятельность. Для желающих заняться этим бизнесом правительство организовало не только финансовую поддержку в виде грантов, займов, предоставления различных льгот, но и оказывает юридическую поддержку в виде консультаций, упрощения регистрации в качестве КФХ, и информационную основу для ведения сельского хозяйства.

Большинство граждан заинтересованы в занятии сельским хозяйством. Некоторые бизнесмены выбирают эту отрасль в связи с благоприятными климатическими особенностями места их проживания. Для людей с агрономическим образованием сельское хозяйство является основным видом деятельности. А также есть люди, для которых огородничество и животноводство является любимым делом, и они хотят преобразовать свое хобби в заработок.

Не зависимо от того на какой стадии разработки находится ваше фермерское хозяйство либо оно только планируется создаваться, либо вы уже несколько лет работаете в этой отрасли, бизнесмену приходит мысль воспользоваться государственной поддержкой. И это действительно хорошая возможность оптимизировать деятельность и выйти на новый уровень дохода.

На этапе принятия решения о получение безвозмездных субсидий необходимо понимать, что государственные вложения всегда сопровождаются повышенным вниманием к инвестируемому объекту. Необходимо не только «прозрачно» вести отчетность, но и быть готовым нести ответственность за расходование государственного бюджета.

Существует несколько проблемных аспектов для предпринимателя в грантовой поддержке государства. Необходимо понимать, что связываясь с государственным бюджетом, за Вашими действиями будет наблюдать не только минсельзох, но и правоохранительные органы, что влечет не только гражданскую, но и уголовную ответственность.

Одной из самых неожиданных проблем является предоставление достоверной информации. Это очень важно на этапе заполнения первичной документации. Если предприниматель, по каким либо причинам: невнимательность, утрата достоверных данных или же по злому умыслу указывает недостоверную информацию, то, в случае выигрыша гранта, вся информация о фермерском хозяйстве подлежит жесткой проверке. И после вскрытия факта обмана, пусть даже не умышленного, предпринимателю грозит преследование по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Еще одной трудной задачей для начинающих агрономов является строго целевое расходование бюджетных средств. Помимо строгой отчетности перед государством, необходимо обеспечить себя добросовестными надежными партнерами. Если Вы передадите денежные средства исполнителю, а он, по каким либо причинам, не сможет выполнить свои обязательства, ответственность за потраченную сумму ляжет на КФХ.

Еще одной скрытой проблемой для неопытных предпринимателей является условие, что при грантовой поддержке государства, КФХ должны выполнить все цели финансирования. Если хотя бы одно договорное условие не будет соблюдено или одна из целей финансирования не будет достигнута в установленный срок, то этот факт является основанием для возврата в полном объеме грантовых средств. Для того чтобы не возникало ситуации невыполнения договорных обязательств, необходимо на стадии составления и подписания соглашений адекватно оценить свои возможности и составить компромиссные условия сделки.

Предпринимательская деятельность любой сферы связана с определенными рисками. Начинающим бизнесменам необходимо минимизировать неоправданный риск и внимательно относится к принимаемым решениям. Государственная поддержка среднего и малого предпринимательства нацелена на подъем экономической и социальной сферы нашей жизни. Если Вы внимательно и осознано относитесь к своему делу, то государственные гранты обязательно дадут положительную динамику вашему хозяйству.

Банкротство после получения гранта на развитие КФХ

Выигрывая грант на развитие КФХ, каждый фермер рад такой помощи государства, ведь получение субсидии станет существенной поддержкой развивающемуся бизнесу. Однако мало кто из предпринимателей может заранее предугадать те трудности, с которыми они могут столкнуться. Судебная практика демонстрирует драматичные истории, когда получение субсидии привело к банкротству организации.

С каждым годом государство усиливает контроль за использованием субсидий. Нередкими становятся случаи, когда Минсельхоз требует возврата бюджетных денег, а это в свою очередь приводит к процедуре банкротства сельхозпроизводителя.

Одной из ошибок фермеров, которые только начинают развивать свое дело, становится выбор ненадежного партнера. Определить добросовестность той или иной фирмы заблаговременно задача сложная. Начинающие предприниматели, как правило, ищут партнера по рекомендациям знакомых. И порой такой партнер оказывается обманщиком. Показательная история произошла с фермером П. из Захаровского района Рязанской области. В 2018 году он получил субсидию на создание фермерского хозяйства в размере 1 миллиона 150 тысяч рублей. В течение года фермер должен был приобрести на эти деньги 12 голов КРС и трактор Беларус 320.4.

Фермер освоил выделенные бюджетные средства. А в январе 2019 года ему нанесла визит районная комиссия. Проверяющие обнаружили, что трактора, за которые фермер П. выплатил деньги, по факту нет. Как выяснилось, предприниматель заключил договор поставки с одной из рязанских фирм. По договору он перечислил 810 тысяч рублей в счет оплаты за трактор. Однако фирма нарушила обязательства и не поставила трактор (наименование и реквизиты можно найти в картотеке Арбитражного суда).

В отношении фермера П. было вынесено судебное решение, по которому предприниматель должен был выплатить госпошлину в размере 15 247 рублей и компенсацию в федеральный и областной бюджет общей суммой 665 118 рублей. Позиция фермера о том, что он сам стал жертвой обмана, не была принята судьей во внимание.

В июне 2019 года фермер обратился с иском в отношении недобросовестного партнера, однако в уже декабре того же года фермер обратился к арбитражному управляющему с заявлением о признании себя банкротом и через полгода в отношении имущества КФХ была назначена процедура конкурсного производства и организация торгов.

Другая история произошла в Красногвардейском районе Белгородской области. Гражданка К.Н получила субсидию на создание и развитие КФХ в 2015 году. Однако она нарушила условия и снялась с учета в налоговой в 2018 году. Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области подал иск, сославшись на нарушение условий соглашения, ведь фермер прекратила предпринимательскую деятельность, а значит, использовала выделенные денежные средства не по назначению. В суде ответчица возражала против исковых требований. К.Н. пояснила, что средства использовались в соответствии с бизнес-планом, а также предоставила отчетную документацию. Предприниматель не справилась с бизнесом.

Представитель истца выразил мнение о том, что ответчица преднамеренно привела КФХ к банкротству. В процессе выяснения судом обстоятельств было установлено, что глава КФХ отступила от утвержденного плана, производя закупку КРС и кормов по заведомо завышенным ценам и в иные сроки. Истец предоставил документы о том, что фермер безосновательно брала кредиты под высокую процентную ставку, а также осуществляла забой скота в летний период, не доращивая его до требуемого товарного веса. Это сказалось на производстве и продаже молока в худшую сторону. Заведомо зная о последствиях, К.Н. прекратила фермерскую деятельность , продала имущество и уехала вместе с семьей.

В суде ответчик сослалась на трудное материальное положение, одна суд постановил, что К.Н. ненадлежащим образом выполняла взятые на себя обязательства и не обеспечила целевое и эффективное использование суммы гранта, а также нарушила Приказ Минсельхоза о сроках осуществления хозяйственной деятельности. Суд решил признать исковые требования к К.Н. обоснованными и постановил взыскать сумму выданного гранта в областной и федеральный бюджет.

Выводы из этих историй напрашиваются сами собой. Ненадежные партнеры, недостаточные знания и навыки, материальные трудности и недостаточно проработанные бизнес-планы играют роковую роль развитии бизнеса. Однако все эти факторы не освобождают предпринимателя от ответственности, поскольку все эти обстоятельства нельзя назвать чрезвычайными. Организуя бизнес, предприниматель всегда должен иметь ввиду потенциальные риски, а в ситуации с предоставлением госсубсидий – гарантировать исполнение всех требуемый условий, независимо от обстоятельств. Но как можно убедиться, к сожалению, не у всех получается воплотить свои бизнес проекты на практике.

Вопрос-ответ

Вопрос: «В 2014 году открыли крестьянско-фермерское хозяйство, получили грант, освоили в течение месяца, отчитались в департамент. 5 лет работали, создали рабочее место и соблюдали все требования ежегодного соглашения – рост плановых показателей и их выполнение. Все эти 5 лет получали субсидию на возмещение части затрат. В конце 2019 года закончились 5 лет обязательств по гранту. Все обязательства мы выполнили. В этом году соглашение на субсидию не заключали. Хотим закрыть КФХ, но работники районного с/х отдела утверждают, что надо еще 2 года работать без субсидии, иначе придется вернуть субсидию за предыдущий год. В тексте самого соглашения за все предыдущие годы мы подобной информации не нашли. Правы ли работники с/х отдела или это просто уловки?»

Ответ: Правовой порядок создания КФХ предусматривает определенные условия — они прописываются в договорном соглашении между кредитором и членами хозяйства (п. 1 ст. 432 ГК РФ, п.2 ст. 4 ФЗ-№74 «О крестьянском /фермерском хозяйстве»). При желании ликвидировать КФХ фермер, как субъект хозяйственного права, может закрыть хозяйство через обращение в суд. В иске дано основание для прекращения деятельности КФХ, и это оговаривается соответствующим пунктом устава.

В ситуации с субсидированием и анализируя условия соглашения в части обязательств, все аспекты деятельности КФХ не должны быть ущемлены. Государственная поддержка в целях реализации постановления №874 от 31.10.2011 г. оказывается в установленном порядке и после подачи заявления учредителем КФХ с отчетным периодом в один календарный год. Отказать в получении субсидии в департаменте с/х могут только при несоблюдении условий по соглашению кфх, неполном пакете предоставленных документов и недостоверности сведений.

Итог: Претензии работников с/х отдела должны быть аргументированы конкретными законодательными нормативами и положениями. Возражения следует направлять руководству через письменное обращение с просьбой предоставить обоснованное разъяснение по сути проблемы.

Вопрос: Я ипгкфх на данный момент. Взял в аренду землю на три года когда являлся физ лицом. Потом оформил ипгкфх, получил грант начинающим фермером на эту землю. Потратил грант на закупку лошадей. Сейчас договор аренды закончился. Продлевать мне его не хотят, потому что брал землю как физ лицо, а теперь ИП. Хотят пустить землю на аукцион. Что делать?

Ответ: При участии в государственной программе поддержки фермерских хозяйств на предпринимателя возлагается ряд обязательств, включая своевременную оплату страховых и налоговых платежей. В случае, когда деятельность сопряжена с арендой земельного участка, то следует учитывать условия договора. Грант мог быть потрачен только под те цели, что указывались в бизнес проекте. Так ли дело обстоит с закупкой лошадей? Необходимо учесть, было ли это действие правомерным.

Администрация региона, равно как и представители агропромышленного комплекса края, не должны быть безучастными к начинающим сельскохозяйственным товаропроизводителям и помогут при обращении защитить интересы хозяйства. Поэтому, заручитесь их поддержкой при пересмотре договора аренды на землю. У Вас есть главный правовой приоритет получения одобрения на повторное заключение арендного соглашения, будучи уже ипгкфх и участвуя в аукционе в статусе заявителя. Финансово-экономические показатели никак не влияют на решение, поскольку имеется план развития, что рассчитан на определенный период реализации идеи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: