Нарушение ведения предпринимательской деятельности в ОЭЗ влечет за собой штрафы

Для реализации инновационных бизнес-проектов законодательство РФ предусматривает функционирование специальных экономических зон на территории отдельных муниципальных образований. Государство предоставляет для российских предприятий лояльные условия ведения коммерческой деятельности, а организации, соответствующие требованиям к работе в такой зоне, создают инновационную продукцию.

Если предприятие, ведущее деятельность в специальной экономической зоне, грубо нарушит порядок осуществления предпринимательства, то госорган вправе расторгнуть соглашение через суд. К серьезным недостаткам, в частности, относится невыполнение мероприятий, поименованных в бизнес-проекте.

Если нарушение возникло в результате виновных действий самой организации, то ей придется заплатить немалый штраф. Он исчисляется в процентном отношении к объему подлежащих вложению в проект финансовых средств (0,5% от размера инвестиций).

Так, Департамент г. Москвы из-за серьезных недостатков в работе ООО «СанЛит Технологии» по соглашению о ведении деятельности технико-внедренческого характера обратилось в АС г. Москвы с иском о расторжении данного договора. Также Департамент просил взыскать с Общества штраф за невыполнение подписанного соглашения в размере 6,9 млн. руб.

Итогом рассмотрения дела № А40-221309/18-47-1871 стало решение от 13 ноября 2018 года, принятое в пользу Истца.

Как складывались взаимоотношения между сторонами

В Москве в 2005 году на основании правительственного акта образована особая экономическая зона для реализации проектов в области техники и технологии.

Контроль за выполнением законодательства и условий соглашений резидентами данной экономической зоны был возложен на один из московских Департаментов.

Минэкономразвития РФ и ООО «СанЛит Технологии» подписали в марте 2010 года соглашение. Общество должно было в соответствии с имеющимся бизнес-планом разработать и внедрить ранее не применяемые технологии в сфере возобновляемых источников энергии, а также организовать чистое в экологическом плане производство тонкопленочных фотоэлектрических солнечных модулей, в основе которых использовался кремний.

Соглашение содержало требование о строительстве Обществом на территории экономической зоны нежилого здания под офисы и производственные помещения. Общая площадь объекта планировалась в объеме 32 тыс. кв. м. Как следовало из бизнес-плана, срок выполнения данного мероприятия приходился на март 2013 года.

Как получить статус резидента специальной экономической зоны

Специальные экономические зоны необходимы для инновационного развития внутреннего производства в ведущих отраслях промышленности. Кроме того, наличие такого рода экономических площадок позволяет экспериментировать в области создания новых технологий и обеспечивать последующую реализацию продукции, отвечающей последним требованиям техники, на внешних и внутренних товарных рынках.

Из смысла статей 10 и 12 Закона об ОЭЗ, резидент специальной экономической зоны обязан не просто производить новый продукт, а, в первую очередь, вложить необходимые для данной деятельности имеющиеся у него финансовые и материальные средства.

Согласно ст. 9 Закона об ОЭЗ, стать резидентом специальной экономической зоны можно при соблюдении следующих условий:

  • иметь статус коммерческого предприятия, регистрация которого осуществлена по месту нахождения муниципалитета, где данная зона создана,
  • подписать соответствующее соглашение, дающее право на ведение выбранной деятельности.

В рамах определений, данных в Законе, промышленно-производственная деятельность предполагает производство и реализацию различных товаров, технико-внедренческая — производство и реализацию продукции научно-технического назначения, проведение испытаний партии товара, создание программных продуктов, а логистическая — оказание услуг по эффективной перевозке и хранению грузов. Резидент не вправе выполнять работы или оказывать услуги, не предусмотренные заключенным соглашением.

Закон об ОЭЗ преследует цель обеспечения конкурентоспособности российского производства за счет создания продукции, не имеющей аналогов на других рынках.

К разработанным проектам Закон предъявляет требования, касающиеся размера вкладываемых инвестиций, сроков и условий их реализации. Одновременно Закон предоставляет участникам экономических зон налоговые и иные льготы.

Когда соглашение должно быть расторгнуто

Как следовало из п. 2.3.5 Соглашения, при наличии серьезных недостатков в работе Резидента, которые будут выявлены в ходе плановой проверки контролирующими органами, ему дается два месяца для их устранения. Данный срок фиксируется в предписании, выдаваемом Резиденту.

Нарушение считается серьезным, если компания не исполняет взятые на себя обязательства более полугода.

В Законе № 116-ФЗ в ч.3 ст. 20 раскрываются основные недостатки в деятельности резидента, которые могут повлечь прекращение с ним гражданско-правовых отношений. К ним относятся следующие нарушения:

  • ведение на территории специальной экономической зоны предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением,
  • отсутствие какой-либо деятельности на отведенной территории на протяжении двух лет подряд (срок исчисляется с момента, когда уполномоченный орган узнал об этом),
  • отказ в передаче на государственную экспертизу уполномоченному Правительством РФ органу проектной и иной документации, разработка которой предусматривается бизнес-планом,
  • отказ во вложении финансовых средств в установленных соглашением объемах и в указанные в нем сроки.

Закон об ОЭЗ допускает расторжение соглашения через суд по иску госоргана, проводящего экспертизу документации, если проект получил отрицательное заключение, и он в дальнейшем не был доработан исполнителем.

Минэкономразвития РФ по итогам проведенной проверки составил акт от 19.12.2014, в котором нашли отражение следующие недостатки в работе Общества:

  • Не осуществлялась предусмотренная соглашением деятельность,
  • Общество не произвело финансирование в объеме 1,4 млрд. руб., как это предусмотрено бизнес-планом,
  • Общество не приступило к строительству нежилого здания на территории ОЭЗ.

Также условия выполнения соглашения были проверены в апреле 2017 года Департаментом г. Москвы. По итогам проверки составлен акт, в котором зафиксировано, что Общество не ведет технико-внедренческую деятельность вопреки требованиям Соглашения. Департамент уведомил компанию об итогах проверки и просил устранить допущенное нарушение. Но ответа не последовало.

По требованиям Закона об ОЭЗ, в августе 2017 года организована внеплановая проверка Общества в части выполнения им требований предписания Департамента. Проверка показала, что хозяйствующий субъект не предпринял никаких шагов для устранения допущенных нарушений. Акт проверки был направлен в адрес Резидента.

По смыслу ст. 11 Закона № 116-ФЗ, Общество имело возможность обратиться с жалобой на действия проверяющих государственных органов, оспорить акты проверок. Так как компания данным правом не воспользовалась, для суда указанное явилось подтверждением правомерности выявленного существенного нарушения Соглашения.

Согласно ст. 452 ГК РФ, расторгнуть сделку через суд можно лишь после того, как контрагент откажется от подписания соглашения о расторжении договора либо не предоставит ответ на уведомление в указанный в нем срок.

Судом установлено, что Общество более двух лет подряд не вело деятельность на территории ОЭЗ, чем допустило серьезное нарушение условий действовавшего Соглашения.

В декабре 2017 года Департамент письменно предложил резиденту расторгнуть соглашение, но ответа от него не получил.

Учитывая указанное, с учетом норм ст. 20 Закона № 116-ФЗ и пунктов 2.3.4 Соглашения, в суде нашло подтверждение имеющегося серьезного нарушения при выполнении Обществом условий Соглашения, что влечет за собой его расторжение и наложение на компанию штрафа.

Как следовало из п. 5.2. Соглашения, при досрочном его расторжении по вине резидента, он не только утрачивает свой статус на территории ОЭЗ, но и обязан оплатить штраф в размере 0,5% от суммы инвестиций, запланированной в бизнес-плане на реализацию инвестпроекта.

Общество обязалось предоставить финансирование в размере 1,4 млрд. руб. Таким образом, сумма штрафа составила почти 7 млн. руб. Департамент предлагал Обществу исполнить требование об уплате штрафа добровольно, но оно не было выполнено.

ГК РФ в ст. 309 закрепляет принцип надлежащего исполнения сторонами договора своих обязательств. Самостоятельно отказаться от исполнения договора не допускается ст. 310 ГК РФ. Из п. 1 ст. 330 ГК РФ следует, что если должник не исполнил договорную обязанность, то он обязан выплатить кредитору неустойку.

Таким образом, суд признал все исковые требования и вынес решение в пользу Истца.

Прежде чем планировать разработку инновационной продукции и претендовать на приобретение статуса резидента специальной экономической зоны, необходимо несколько раз взвесить имеющиеся возможности и рентабельность будущего проекта. А если бизнес-план разработан и поддержан государством, то необходимо приложить все усилия для его реализации. В противном случае не избежать больших штрафных санкций.

Вопрос-ответ

Вопрос: Если мы стали резидентами особых экономических зон, что нужно ожидать от контрольных органов?

Ответ: Порядок создания и деятельности ОЭЗ утверждён ФЗ от 22.07.2005 N 116 «Об особых экономических зонах в РФ». Согласно ст.11 указанного Закона, плановые проверки, за исключением плановых проверок при осуществлении налогового контроля и таможенного контроля, проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных проверок. При этом срок такой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а продление предусмотрено лишь в исключительных случаях.

Если же в ходе проверки будут обнаружены какие-либо нарушения, резидент ОЭЗ получит предписание об их устранении. Через 2 месяца проводится внеплановая проверка, и если резидент нарушения не устранил, он может быть лишён статуса, то есть утратить право работы в экономической зоне. Внеплановые же проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами, срок также не может превышать 15 рабочих дней.

Таким образом, проверки финансово-экономической деятельности резидентов ОЭЗ затруднены законодательно. Но если речь идёт о преступлениях (контрабанда, уклонение от уплаты налогов, продажа запрещённых к обороту веществ и предметов и т.д.), статус резидента от них защититься не поможет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: