Обязательства долгосрочные
Традиционно в категорию долгосрочных обязательств относят долги, сроком погашения год (либо спустя более продолжительный срок). В российском стандарте ведения бухгалтерского учета в данный раздел включают:
- займы, выплаты по которым последуют через 12 календарных месяцев,
- другие подвиды долгосрочных обязательств, вносимые в раздел кредиторской задолженности,
- налоговые обязательства, выплаты по которым были отсрочены во времени. Как правило, подобный тип обязательств возникает ввиду различий в правилах расчета амортизационных отчислений.
Порядок проведения анализа по долгосрочным обязательствам в первую очередь нацелен на расчет итоговой суммы долга в долгосрочной перспективе. Если абсолютная величина такого долга является значительной, это является свидетельством того, что компания осуществляла масштабные капиталовложения, невозможные без внешних заимствований. В подобной ситуации менеджменту следует особенно тщательно продумать стратегию возврата кредитов, поскольку в ином случае предприятие рискует оказаться в зависимости от кредиторов.
Как правило, наличие большой долгосрочной задолженности – временное обстоятельство, обуславливаемое текущей стратегией развития предприятия. Тем не менее, важно не превышать допустимые нормы по объемам долгосрочных кредитов, иначе компания утратит финансовую независимость.
Обязательства краткосрочные
Целью анализа краткосрочных обязательств предприятия является поиск источников финансирования, взятых из краткосрочных займов. Существует три основные группы краткосрочных обязательств:
- средства, находящиеся в расчетах (авансовые платежи покупателей, кредиторская задолженность),
- краткосрочные кредиты,
- устойчивые пассивы (в том числе задолженность по зарплате и невыплаченные обязательства перед бюджетом).
Если в компании накопилась значительная задолженность перед бюджетом, необходимо отследить величину ее оборотов, так как с их ростом автоматически растут начисляемые налоги и внебюджетные выплаты. При росте выручки увеличиваются выплаты по подоходному налогу, а также по НДС и налогу на фонд оплаты труда. Неизбежность нормативной задолженности компании не отменяет необходимости отслеживать ее текущий уровень, чтобы не допустить превышения оптимальной величины.
О сверхнормативной задолженности перед бюджетом можно говорить тогда, когда рост текущей задолженности сопровождается неизменными показателями в отчете о прибылях и убытках. Прямым признаком сверхнормативной задолженности является снижение оборачиваемости задолженности от периода к периоду.
Рост доли задолженности по заработной плате
Объективной причиной роста долга по зарплатам является большой объем фонда оплаты труда. Расчет нормативного уровня задолженности возможен для каждого отчетного периода по следующей формуле:
В качестве периода для анализа может быть взят один или несколько месяцев. Количество ежемесячных выплат зависит от системы начисления ЗП на отдельно взятом предприятии.
Полученную расчетную задолженность следует сравнить со значением задолженности, отраженной в балансе. В случае превышения задолженности баланса нормативного значения, можно фиксировать факт просроченной задолженности по ЗП.
Задолженность перед бюджетом
Схожий принцип расчета также предусмотрен для задолженностей перед бюджетными и внебюджетными фондами. Ключевыми показателями в данном случае будут суммарный объем начисленных платежей и налогов, продолжительность анализируемого отчетного периода и периодичность выплат.
Расчет по данной формуле будет корректным лишь в том случае, когда продолжительность анализируемого периода совпадет или превысит периодичность налоговых выплат. Если при сравнении задолженности по балансу и расчетной нормативной задолженности выяснится, что первая существенно превышает вторую, можно утверждать о наличии просроченной задолженности.
Кредиторская задолженность
При осуществлении коммерческой деятельности у любой компании неизбежно возникают задолженности перед поставщиками и другими контрагентами. Подобная задолженность является кредиторской и анализируется параллельно с дебиторской задолженностью для выявления баланса взаимоотношений с покупателями и поставщиками.