В Нижнем Новгороде исторически не сложилось с гостиничным бизнесом. В советское время город был закрытым до 90-х годов, поэтому потребности в новых отелях не возникало. После распада Советского Союза существенного роста гостиниц не наблюдалось несмотря на нехватку в них мест, высокие цены и условия, не соответствующие современным стандартам размещения.
В 2013 году в Нижнем Новгороде насчитывалось 19 хостелов, в 2016 – 26. В 2013 году в городе открывались заводы, планировалось развитие автомобильного рынка, были проекты, связанные с химическими производствами, и был поток людей. После введения санкций город потерял 5-6 тыс. комнато-ночей. Сейчас на нижегородском рынке наблюдается отрицательные тенденции по загрузке, выручке, средней цене номера.
Хостелы составляют 5,5 % от всех вариантов размещения в Нижнем Новгороде.
Общий номерной фонд данного бюджетного вида арендного жилья составляет порядка 500 номеров, из них 68% принадлежит первой десятке.
Номерной фонд | Количество хостелов | Доля рынка по количеству номерного фонда, % |
Более 40 номеров | 1 | 13% |
От 31 до 40 номеров | 4 | 26% |
От 21 до 30 номеров | 5 | 20% |
От 10 до 20 номеров | 9 | 23% |
Менее 10 номеров | 7 | 9% |
Самую большую долю по количеству номерного фонда представляет собой хостел Mystery – 65 номеров (доля рынка – 13%).
Средняя стоимость 1 размещения составляет 1224 руб. Средняя цена спального места на двухъярусной кровати или кровати в комнате составляет 596 рублей и в 3 раза дешевле цены в бюджетном семейном номере средней стоимостью 1818руб.
Средняя стоимость кровати в общем номере для женщин обойдется в 651 руб., в общем номере для мужчин – 657 рублей. Дешевле всего стоит спальное место в общем номере без различия пола– 570 рубль.
В некоторых хостелах включен городской налог за проживание, который составляет 10 рублей.
Для сравнения по данным аналитики HotelAdvisors средний тариф (ADR) отелей (3+, 4+, 5+) в первом полугодии 2017 г. составил 3261 рубль, что в 3 раза выше стоимости 1 размещения в хостеле в Нижнем Новгороде.
Стоимость готового бизнеса в гипермаркете недвижимости Нижнего Новгорода и области при покупке хостела NN Central Hostel вместимостью 12-14 мест составляла 1 млн. руб. Объем инвестиций при открытии бизнеса с нуля по данным собственников хостелов «Сладкий» (вместимость 45 человек) и «Нижний» (65 человек) 6,2 млн. рублей и 5 млн. рублей соответственно.
Для открытия бизнеса важным условием становится отсутствие помещения в жилом фонде. Правовые дискуссии о запрете хостелов в жилых домах ведутся не первый год.
Целевая аудитория
У хостельеров сформировалось понимание целевой аудитории как взрослого человека от 30 до 40 лет, который сознательно идет на ограничения из-за экономических условий, решить какие-то свои вопросы, а не «потусить». Несмотря на то, что вся инфраструктура хостела ориентирована на молодежь, всеми этими удобствами пользуется и возрастная аудитория, возможно в большей степени, чем те для кого предназначено.
Новая тенденция, которую отметили эксперты, — все чаще хостелы выбирают компании для размещения своих командированных сотрудников.
Прослеживается сходство хостелов с традиционным отельным B2Bсегментом: среди клиентов хостелов появляются организованные группы, но не туристов, как в классическом отельном сегменте, а спортивные команды, детские группы, молодые подростки, которые приехали большой группой на выступление и т.д.
Онлайн-исследование подписчиков групп различных хостелов, проведенное в 2013 году показало, что на первом месте при выборе хостела в Нижнем Новгороде для потребителя является цена, на втором месте расположение. Хостел должен находиться в центре или недалеко железнодорожного вокзала.
Для 13% респондентов наиболее важным фактором является комфортабельность, уют – которые определяются по фото, размещенным на различных ресурсах, таких как booking.com, tripadvisor.ru, hostelworld.com, и, на сайте самого хостела.
При выборе хостела потенциальные посетители обращают внимание на: сайт хостела 53,1 %, страницы в социальных сетях 10,9%, отзывы путешественников на туристических порталах 48,4%, отзывы друзей, знакомых 25%.
Тенденции
Среди новых трендов строительства хостелов эксперты относят:
- рост спроса на одноместные и двухместные комнаты с разным количеством дополнительных мест,
- наличие собственного санузла в двухместных комнатах,
- отказ от двухъярусных кроватей,
- сокращение формата 10- и 14-местных комнат,
- соединение хостела с другими форматами: например, продуктовым магазином шаговой доступности, мини-пекарни, арт-пространства, которые позволяет повышать доходность бизнеса и снижать зависимость от сезонности.
Несмотря на празднование в 2021 году 800–летия города, эксперты не считают ее такой знаковой датой, чтобы строить под нее дополнительные гостиничные места.
По мнению экспертов рынка в 2016 году произошла четкая сегментация среди хостелов: отделился более качественный сегмент, в том числе и с точки зрения профессионального подхода, хостел перестал быть ругательным словом.
В 2017 году трудности будут испытывать те хостельеры, которые не используют современные маркетинговые инструменты, такие как SMM, геолокация, Google Analytics.