Рентабельность представляет собой показатель, который характеризует эффективность хозяйственной деятельности компании. В отличие от других показателей, которые имеют абсолютный характер, рентабельность является способом сравнить результативность компаний с разным уровнем деятельности. Такие показатели как прибыль или выручка подобное сравнение провести не позволяют.
Сравнение компаний на разных этапах развития или одной и той же компании в разные периоды времени будет точным, только если будет проведено по относительным показателям. В целом показатель рентабельности показывает, какую сумму прибыли приносит каждый вложенный в работу компании рубль. Вложение может быть в себестоимость продукции, в основной капитал или в оборотный.
Особенности измерения рентабельности
Рентабельность необходима для определения эффективности реализуемых товаров. Ее выражение в числовом виде показывает соотношение между доходами от продажи товара и затратами на его производство и реализацию.
Уровень рентабельности можно определить как отношение прибыли к выручке или к себестоимости ее изготовления. Анализ рентабельности реализованной продукции позволяет определить. Насколько эффективно работает компания, выбрать наиболее перспективные направления работы и сменить структуру ассортимента для более рациональной работы.
Рентабельность определяется следующими факторами:
- Структура реализуемой продукции.
- Себестоимость проданного товара.
- Его отпускные цены.
Оценка рентабельности продукции имеет большое значение. Она позволяет получить представление о том, насколько эффективна деятельность компании. Даже прибыль не всегда дает реальное представление об этом. Прибыль может быть высокой при больших затратах, но даже меньшая прибыль может свидетельствовать о высокой эффективности производства, если затраты на ее получение незначительны. Также при оценке эффективности бизнеса нецелесообразно использовать балансовую прибыль, гораздо важнее для этого показатель чистой прибыли, не включающий налоги и обязательные платежи.
Расчет рентабельности чаще всего проводится по двум показателям: объему продаж на рубль стоимости и прибыли на рубль продаж. При дальнейшем анализе рентабельности чаще всего используется традиционный прием абсолютных разниц.
Анализ рентабельности продукции
Анализ рентабельности продукции требуется любой компании. Благодаря этому руководство компании может получить представление о том, сколько копеек или даже рублей приносит каждый рубль, который был вложен в изготовление продукции и ее продажу.
Расчет рентабельности через технологическую себестоимость и последующий анализ полученных данных позволяет оценить, насколько эффективны расходы, идущие на производство продукции. Этот показательно выше, чем аналогичный, расчет которого велся по полной себестоимости.
Если необходимо провести максимально полный и достоверный анализ, рассчитываются оба показателя – и по полной, и по технологической себестоимости. Это позволяет оценить производство и реализацию наиболее полно.
Чем выше полученный результат, тем эффективнее компания распоряжается своими ресурсами, которые идут на производство и реализацию продукции. Высокие показатели свидетельствуют о том, что компания конкурентоспособна и успешна.
Если рентабельность слишком низкая, возможно несколько путей ее повышения. Можно увеличить объем продаж или понизить себестоимость товара. Она этих пути потребуют дополнительных затрат, однако впоследствии они способны сделать показатели рентабельности более высокими, что полностью окупит расходы.
Значение анализа и выводы
Показатели рентабельности позволяют более полно оценить результаты хозяйственной деятельности, чем прибыль, поэтому, когда необходимо оценить работу предприятия, рационально использовать именно этот показатель. Анализ рентабельности может быть использован в качестве инструмента ценообразования или инвестиционной политики.
Показатели рентабельности можно разделить на несколько категорий:
- Рентабельность издержек производства и инвестиций.
- Рентабельности реализации продукции.
- Рентабельности каптала и отдельных его элементов.
После проведения анализа прибыли необходимо обобщить неиспользованные резервы для роста прибыли и рентабельности. Это может быть ускорение оборотных средств, повышение эффективности трудовых ресурсов, уменьшение издержек, увеличение производительности коэффициента эффективности использования торговых точек, повышения продаж в товарном выражении.
Анализ рентабельности продукции предприятия позволяет выявить, какие именно ресурсы можно задействовать, чтобы достичь цели. Чем точнее будет проведен анализ, тем эффективнее можно будет распорядиться его результатами. По итогам анализа может понадобиться проведение следующих мероприятий:
- Увеличение количества производимой предприятием продукции.
- Минимизация себестоимости выпускаемого товара.
- Уменьшение расходов компании – как на производство, так и на другие цели.
- Улучшение контактов с поставщиками – улучшение условий сотрудничества или поиск более выгодных поставщиков.
- Проведение регулярного контроля деятельности компании по распределению материалов, сырья, топлива и т.п.
- Принятие мер по увеличению производительности труда сотрудников компании.
- Повышение квалификации сотрудников путем найма более квалифицированных кадров или курсов для штата компании.
- Внедрение современных технологий и новейшего оборудования.
- Повышение эффективности использования производственных мощностей.
- Увеличение количество точек реализации товара.
- Создание маркетинговой службы или повышение ее эффективности.
- Проведение мероприятий по реконструкции предприятия.
Качественный анализ рентабельности продукции позволяет достичь максимальной эффективности компании и повышение прибыли с минимумом затрат.