Защита жертв войны и культурных ценностей

1.Жертвы войны

2.Защита раненых

3.Военнопленные

4.Зоны безопасности

5.Интернирование

Жертвы войны – физические лица из состава мирного населения и комбатантов, которые в результате вооруженного конфликта оказались во власти противной стороны, интернированными, за- держанными или иным образом лишенными свободы, а также раненые, больные, погибшие. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без ка- кой либо дискриминации по причинам расы, религии или веры, пола, происхождения, имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Защита раненых и больных. Нормы о защите раненых и больных в войне на суше содержатся в й Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 19 г. и в первом Дополнительном протоколе 1977 г. Согласно Конвенции установленный ею режим распространяется на комбатантов. Дополнительный протокол распространил этот режим на всех раненых и больных, военных ~ 194 ~ или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской по- мощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

Воюющие обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую по- мощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных. Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличи- тельные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военно- пленных, принимается во внимание состояние их здоровья.

Защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Режим таких лиц определен й Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 19 г. и первым Дополнительным протоколом 1977 г. В целом применяются те же нормы, что и в случае войны на суше, однако есть и специфика. Особое значение имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями. При проведении таких операций корабли не обретают защиты. Особую сложность спасательные операции представляют для подводных лодок. При всех условиях подлодки не вправе предпринимать враждебные действия в отношении спасающихся. Воюющие могут просить нейтральное судно принять на борт раненых и потерпевших кораблекрушение. Такие суда не подлежат захвату.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с национальным красно крестный флаг. Название и описание судна со- общается противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пленению, что же касается способных к передвижению раненых и больных, то они могут быть взяты в качестве пленных военным кораблем противника. Госпитальное судно может быть подвергнуто досмотру и даже поставлено под временный контроль противником.

Военнопленные. Основные нормы о режиме военного плена со- держатся в 3 й Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., а также в первом Дополнительном протоколе 1977 г. (ст. 43 – 47).

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемым комбатантами. К ним отнесены лица из состава регулярных вооруженных сил, члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав таких сил, а также полицейских сил, движения сопротивления, гражданских вспомогательных сил, приданных войскам, включая прокуроров, судей, журналистов, священников.

Условиями законности участия всех этих лиц в военных действиях являются подчинение командованию, несущему ответственность за их действия, подчинение внутренней дисциплинарной системе, которая кроме всего прочего обеспечивает соблюдение норм международного гуманитарного права.

Одна из наиболее сложных проблем в этой области – отделение законных участников военных действий от незаконных из числа невоеннослужащих. Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала. Однако если оно было захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена. Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее их государство, а не отдельные командиры, что, разумеется, не исключает уголовной ответственности последних за преступления против военнопленных. Военнопленный – не преступник, а солдат, выполнявший свой долг. Его изоляция объясняется исключительно военной необходимостью. С военнопленными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, по- ~ 196 ~ влекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью плен- ного, является преступлением. Запрещены медицинские эксперименты на пленных. Должна быть обеспечена защита от местного населения и запугивания. Особо необходимо отметить, что в отношении пленных репрессии запрещены.

Пленные должны как можно скорее эвакуироваться из зоны сражения. Пленный обязан сообщить только фамилию, имя, звание, дату рождения и военный номер. Ответы на иные вопросы могут быть даны добровольно.

Лагеря пленных не должны располагаться так, чтобы предотвращать обстрел военных объектов, их следует располагать в достаточно безопасном месте на суше.

Лагеря должны находиться под управлением офицеров действительной службы. Пленные имеют своего представителя, наблюдающего за условиями их жизни и поддерживающего связь с администрацией лагеря. Пленные обеспечиваются необходимой одеждой, питанием, медицинским обслуживанием.

Пленные рядовые могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния, пленные же офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами. Выполненная работа оплачивается соответствующим образом. Исключается работа военного характера. Следует, однако, учитывать, что в условиях военной экономики почти все виды работ имеют значение для войны. Участие в опасных для здоровья работах может иметь место только на добровольных началах.

Разрешается переписка с внешним миром. Пленные сохраняют правосубъектность и могут передавать юридические документы через пленившее их государство или через такие учреждения, как МККК. Разрешаются красно крестные посылки помощи.

Предусмотрена возможность назначения державы покровительницы из числа нейтральных государств для наблюдения за соблюдением прав пленных. Однако такие случаи редки. Соответствующие функции могут осуществляться МККК. Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства. За совершенные преступления они отвечают по этим законам. Неудавшийся побег влечет за собой лишь дисциплинарную ответственность. Вновь попавший в плен после удавшегося побега никакому наказанию не должен подвергаться. После прекращения военных действий пленные подлежат скорейшей репатриации. Еще до этого следует репатриировать раненых и больных. По выздоровлении они не могут использоваться в данном конфликте. Пленные, подозреваемые в совершении преступлений, включая военные, могут задерживаться до суда.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернированы воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно необходимым. Интернированный вправе обжаловать ре- шение о его интернировании в суде или в специально назначенном для этого административном органе.

Условия содержания интернированных аналогичны тем, что и у пленных, но в ряде отношений более благоприятные. В частности, семьи не должны разлучаться. Места содержания интернированных не должны находиться в местностях, опасных с военной точки зрения.

Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК или державы покровительницы. Типовое соглашение такого рода приложено к 1 й Женевской конвенции 1949 г. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей возможно объявление «незащищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, расположенные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противником без боя.

По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и де- милитаризованные зоны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: