Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют особую защиту, государственную помощь, специально предусмотренную ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано различными причинами, ст. 121 СК РФ определяет некоторые из них:

  • смерть родителей,
  • тяжелая болезнь родителей, из-за которой невозможно заботиться о ребенке, защищать его права,
  • признание родителей некомпетентными,
  • ограничение или лишение родителей родительских прав,
  • пребывание родителей в изоляции (в местах лишения свободы, в медицинском учреждении и т. д.) или нежелание выполнять родительский долг.

Одной из форм равнодушия к ребенку со стороны родителей является отказ забрать его из учреждения, в котором он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после лечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, потерявших родительскую опеку.

При наличии обстоятельств, указанных в ст. 121 СК РФ возникает обязанность органов опеки и попечительства принимать меры по защите прав и интересов детей, что в то же время является правом этих органов, уполномоченным государством, осуществлять его.

Смерть родителей подтверждается свидетельством о смерти. В этом случае началом утраты родительского ухода будет день его получения. В случае лишения родительских прав, ограничения родительских прав, признания родителей некомпетентными, утрата родительских прав происходит с момента вступления решения суда в законную силу.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на попечительские органы и включает следующие обязанности:

  • выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их регистрация,
  • устройство таких детей,
  • последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и обучения.

Эта деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством осуществлять ее. Органы местного самоуправления, осуществляющие государственные полномочия, предоставленные им в сфере опеки и попечительства, являются самими органами опеки и попечительства. Это их особая функция, которая выходит за рамки их полномочий по решению вопросов местного значения, что в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в СК РФ.

Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или частично некомпетентных граждан (в том числе несовершеннолетних) также определены в Гражданском кодексе.

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению полномочий опеки и попечительства, переданных под их юрисдикцию, определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из конкретных обстоятельств утраты родительской опеки, они выбирают форму своего устройства, осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и обучения (ст. 121 СК РФ).

Для своевременной идентификации таких детей закон налагает ответственность на должностных лиц учреждений, которые находятся в непосредственном контакте с детьми (детские сады, школы, детские поликлиники и т. д.), а также на граждан, которые располагают информацией об утрате родительской опеки детьми, обязательство информировать орган опеки и попечительства о фактическом местонахождении детей (ст. 122 СК РФ).

После получения такой информации или независимой идентификации детей, оставшихся без присмотра, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, предоставляют ребенку временное убежище и т. д.) И принимают решение о форме размещения. и дальнейшее воспитание ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Прежде всего, они стремятся перевести детей в приемные семьи: для усыновления (усыновления), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности дети помещаются в приемные семьи в различные государственные учреждения: детские дома, детские дома, интернаты, дома для инвалидов и т. д. (Статья 123 Семейного кодекса).

Тип учреждения определяется возрастом и состоянием здоровья ребенка.

Таким образом, во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам оставался без попечения родителей, государство заботится о нем. Наличие ребенка в каком-либо государственном детском учреждении не исключает возможности дальнейшего размещения в семье.

Для этой цели ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переведены в приемные семьи, и любой гражданин, желающий усыновить ребенка в свою семью, может использовать эту информацию. На федеральном уровне регистрация таких детей осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: