Вызывное производство

Ценная бумага на предъявителя – это документ, по которому любое лицо может потребовать реализации выраженных в нем прав. Ордерная ценная бумага выписывается на имя определенного лица, которое вправе передать свои полномочия другому лицу (ст. 145 ГК РФ). Утрата ценной бумаги равносильна потере соответствующего права. По общему правилу защита интересов владельца ценной бумаги на предъявителя или ордерной в случае утраты или потери ее осуществляется в исковом порядке, т.е. к незаконному владельцу предъявляется требование о возвращении соответствующего документа или о возмещении причиненных убытков.

Вызывное производство направлено на восстановление прав только по утраченным или пришедшим в негодность и потерявшим вследствие этого силу ценным бумагам на предъявителя (например, сберегательным книжкам на предъявителя), а также ордерным ценным бумагам (ст. 148 ГК РФ).

Основанием обращения к суду служит утрата или порча документа, вследствие чего кредитное учреждение отказывается производить операции по ценной бумаге на предъявителя. Следует уточнить, что отказ от платежа по ценной бумаге или ордерной ценной бумаге на предъявителя нельзя считать спором о праве. Требование по существу не оспаривается, отказ является только следствием нарушения вкладчиком установленной формы подтверждения и реализации своих прав.

Подсудность дела определяется местом нахождения кредитного учреждения, выдавшего документ (ст. 294 ГПК РФ). Помимо обычных реквизитов в заявлении указываются отличительные признаки утраченного документа, наименование учреждения, выдавшего документ, обстоятельства утраты или его порчи (ст. 295 ГПК РФ).

Особенностью предварительной подготовки по данной категории дел служит запрещение кредитному учреждению производить выдачу платежей по утраченному документу (ст. 296 ГПК РФ).

Одновременно суд обязывает заявителя опубликовать в местном периодическом печатном издании за его счет сведения, которые должны содержать:

  • наименование суда, в который поступило заявление об утрате документа,
  • наименование лица, подавшего заявление, и его место жительства или место нахождения,
  • наименование и признаки документа,
  • предложение держателю документа, об утрате которого заявлено, в течение трех месяцев со дня опубликования подать в суд заявление о своих правах на этот документ.

Держателю документа предоставляется трехмесячный срок для заявления суду о своих правах (ст. 296 ГПК РФ). В случае своевременной явки владельца документа (до истечения трех месяцев) суд оставляет заявление лица, утратившего документ, без рассмотрения и устанавливает срок, в течение которого лицу, выдавшему документ, запрещается производить по нему платежи и выдачи. Этот срок не должен превышать два месяца (ст. 298 ГПК РФ). Одновременно судья разъясняет заявителю его право предъявить в общем порядке иск к держателю документа об истребовании этого документа, а держателю документа его право взыскать с заявителя убытки, причиненные принятыми запретительными мерами (ст. 298 ГПК РФ).

Если же держатель документа не объявится, то суд восстанавливает право на утраченный документ, убедившись в обоснованности заявленных требований.

Решение о восстановлении прав на утраченный документ служит основанием для оформления нового документа. Законный владелец документа, аннулированного судом, может предъявить требования к лицу, выигравшему дело, о возмещении ущерба, причиненного неосновательным приобретением или сбережением имущества (ст. 301 ГПК РФ).

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации и выдачи соответствующих свидетельств.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает административный порядок разрешения вопросов о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния при наличии для этого правовых оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами.

Так, основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является (ст. 69 ФЗ):

  • запись акта об усыновлении,
  • запись акта об установлении отцовства,
  • запись акта о перемене имени,
  • решение суда,
  • решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка,
  • заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении,
  • заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями),
  • документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица,
  • документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее,
  • заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправлений или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст. 70 указанного Федерального закона.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: