Фермерское хозяйство является производителем сельскохозяйственной продукции, поэтому права хозяйства на землю играют особую роль в практической деятельности КФХ и являются неотъемлемой частью юридического статуса хозяйства.
Земельные права КФХ регулируются законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным и Гражданским кодексами, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства, регламентирующими возникновение, изменение и прекращение прав на земельные участки граждан, ведущих фермерское хозяйство.
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ порядок получения земельного участка определяется настоящим кодексом и законом о КФХ. Процедура выделения земли урегулирована ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а в части заключения договора купли – продажи или аренды подчиняется также Гражданскому кодексу и актам Министерства имущественных отношений РФ.
При этом согласно пункту 3 ст. 11 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» формирование земельного участка осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства.
В соответствии со ст. 12 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, заинтересованные в получение земли для КФХ, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Согласно п. 10 ст. 3 закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Статья 12 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает требования к содержанию заявления о выделении земли для КФХ, согласно которым в нем должны указываться:
1) цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности КФХ или его расширение),
2) испрашиваемое право на землю (в собственность или аренда),
3) условия предоставления участка в собственность (за плату или бесплатно),
4) срок аренды,
5) обоснование размеров предоставляемых участков,
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Также предоставляется соглашение о создании фермерского хозяйства. Данный перечень является исчерпывающим. Поэтому уполномоченные органы не вправе предъявлять дополнительные требования помимо перечисленных в п. 1 ст. 12 закона.
На основании заявления орган местного самоуправления в течение месяца должен обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его с учетом зонирования территорий.
Пункт 4 ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает четырнадцатидневный срок, в течение которого орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность или аренду. Очевидно, что указанный срок начинает течь с момента утверждения проекта границ земельного участка. По смыслу п. 6 ст. 12 в выдаче земли может быть отказано. Данное решение фермеры вправе обжаловать в суде.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе» от 22 апреля 1992г. № 6 такой спор подведомствен суду общей юрисдикции.
Особенности выделения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются ст. 10 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где сказано, что данные земли предоставляются гражданам в собственность или аренду на торгах.
При этом необходимо учитывать коллизии положений ст. 10 закона об обороте и ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который не предусматривает проведения аукциона, и устанавливает, что в течение семи дней попредоставлении заявителем кадастровой карты участка уполномоченный орган должен заключить договор купли-продажи или аренды.
Приоритет при наличии таких коллизий при решении вопроса о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству надо отдать закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который предусматривает специальную процедуру предоставления земельного участка КФХ.
При решении вопрос о выделении фермерскому хозяйству земли должны учитывать положения действующего законодательства о минимальных и максимальных размерах земельных участков.
Расширение землепользования фермерского хозяйства может осуществляться не только за счет участков, выделяемых органами государственной власти и местного самоуправления. Фермеры также вправе покупать и арендовать земли у других собственников, в том числе путем выделения в натуре земельных долей.
В соответствии со ст. 13 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» условия выделения земельного участка в счет земельной доли определяются в порядке, предусмотренном данным законом, а соответствующее решение принимается собственниками долей.
До принятия закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура выдела земельных долей регламентировались Указами Президента и Правительства РФ, посвященными правовому регулированию земельной реформы, большинство из которых утратили силу.
Гражданский кодекс и Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержат ответ, подлежит ли разделу земельный участок и средства производства при выходе нескольких членов из состава КФХ. В российской юридической литературе по рассматриваемой тематике были высказаны различные мнения.
Ряд юристов справедливо отмечали противоречивость положений ст. 15 закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где одновременно указывалось, с одной стороны, что основные средства производства разделу не подлежат, с другой: «Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при его отсутствии в судебном порядке».
Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении участка другим лицам, отказе от права собственности и принудительном изъятия земли в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин может отказаться от участка, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об устранении от владения, пользования и распоряжения без намерения сохранить какие-либо права на землю.
Однако необходимо учитывать, что отказ от права собственности или иного вещного права не влечет прекращения прав и обязанностей правообладателя в отношении соответствующего земельного участка до приобретения прав на него другим лицом. Отсюда следует, что до указанного момента правообладатель земли может восстановить свои права на участок.