Появление налогов уходит в глубокую древность, а сама история налогообложения насчитывает
тысячелетия. С момента возникновения государства и разделения общества на классы в то время, когда нарождающиеся государственные механизмы первобытного общества потребовали финансирования, необходимым звеном выступил налог.
Английский экономист С. Паркинсон писал: Налогообложение старо, как мир, и его начальная
форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников.
Действительно, с незапамятных времен налог выступал в качестве обязательного и
безвозмездного платежа и тем самым являлся источником образования финансов в государстве.
Первоначальные налоги не являлись системными платежами и взимались, как правило, в натуральной форме. Налоги уплачивались продовольствием, фуражом, снаряжением для армии, а также в виде барщины. Денежную форму налоги стали принимать с момента появления первых денежных единиц и с развитием товарно-денежных отношений.
В. Пушкарева в истории возникновения и развития налогообложения выделяет три следующих
периода:
Первый период развития налогообложения включает в себя хозяйственные системы древнего
мира и средних веков. К отличительным особенностям данного периода относятся неразвитость и
случайный характер налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в
зачаточном состоянии.
К обязательным платежам древнего мира относились так называемые квазиналоги наряду с
другими источниками государственных доходов, такими как: военная добыча, домены (доходы от
государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги являлись переходной ступенью к налогам.
Первой налоговой системой мира, которая находит отражение в современном налогообложении, считается налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как
общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н.э. 14 г. н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут. В это же время в Риме появились специальные органы, которые были наделены функциями по осуществлению контроля за налогообложением.
После проведения налоговой реформы в Риме появились такие виды налогов, как:
- налог на рабов,
- налог на недвижимость,
- налог на скот,
- налог с оборота 1%,
- налог с оборота при торговле рабами 4% и др.
Второй период развития налогообложения (конец XVII начало XVIII вв.) характеризуется
развитием европейской государственности. В данный период в европейских государствах налоги носили характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия по взиманию тех или иных видов налогов. Налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В данный период налоги начинают подразделяться на прямые и косвенные. На первом месте в системе налогообложения стоят акцизы, которые взимались со всех товаров, ввозимых в государство или вывозимых и него. На втором месте находятся подушный и подоходный налоги.
В этот период во многих европейских государствах появляются отдельные законы, регулирующие
вопросы налогообложения. Так, в Англии в Великой хартии вольностей (1215) было впервые
установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего. Данный принцип был повторен и в 1648 г., а в 1689 г. Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти право утверждать все государственные расходы и доходы.
Позже борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775 1783) была во многом
обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, так как налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших историки относят к эпизоду так называемого Бостонского чаепития (1773), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.
Параллельно с развитием государственного налогообложения формируется и научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 1790). В своей работе Исследование о природе и причинах богатства народов (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.
Третий период развития налогообложения берет свое начало с XIX в., и, как бы это ни казалось
странным, в данный период происходит уменьшение количества налогов. Однако, как отмечает В.
Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после Первой
мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место
Налоговый контроль при Вильгельме I. Прусский король Вильгельм Фридрих I, правивший с
1713 по 1740 г., введя налог на ношение париков, активно применял блицпроверки: контролеры
вторгались в дома и срывали с господских голов парики, чтобы проверить наличие марки об уплате
В споре между Россией и Японией за Курилы используются налоговые доводы.
С одной стороны, понятно, что Курильские острова с 1945 г. это территория России. Но споры
продолжаются. И многое в споре будет зависеть от ответа на вопрос том, кто появился на Южных
Курилах и, в частности, на Кунашире раньше русские или японцы. Вопрос этот до сих пор стоит
довольно остро и является камнем преткновения в отношениях между двумя странами. По японским источникам, русские прибыли на остров позднее, чем на другие острова. Однако даже на момент появления русских казаков Кунашир, скорее всего, не был официальной территорией Японии, здесь проживали свободные местные племена мохнатые (так называли айнов). В 1755 г., по свидетельству одного из якутских князей Сторожея, айны платили ясак и таким образом признавали владычество над собой России и, соответственно, свое подданство стране. Если кто не знает, ясак это натуральный налог, которым облагались некоренные народы Российской империи, занимавшиеся охотничьим промыслом в Поволжье и Сибири. Таким образом, одним из доказательств первенства России над территориями Кунашира является именно налоговая история.