Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права (общезначимые правила поведения, обеспечивающиеся системой государственных гарантий и санкций).
Классификация источников налогового права:
- Первое место в системе источников налогового права занимает Конституция Российской
Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция это основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и занимающий главенствующее положение в любой отрасли права, в том числе и в налоговом праве.
Так, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. з ст. 71, п. и ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 75, ч. 3 ст. 104, ст. ст. 106, 132). - Второе по значимости положение принадлежит международным договорам. В соответствии со ст. 7 НК РФ, в случае если международным договором установлены иные нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, подлежат применению нормы международного договора.
- Специальное налоговое законодательство (законодательство о налогах и сборах), которое, всвою очередь, включает следующие элементы:
1) федеральное законодательство о налогах и сборах, состоящее из: Налогового кодекса
Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ), иных федеральных законов о налогах и сборах (например, Федеральные законы от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации, от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ряд других).
Налоговый кодекс это свод законодательных актов о налогах и сборах, с помощью которых
происходит регулирование порядка установления, изменения и отмены общих принципов налогов и
сборов, а также федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
НК РФ состоит из двух частей.
Первая часть содержит 20 глав, таких как:
- законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах,
- система налогов и сборов в Российской Федерации,
- налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты,
- представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах,
- налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы,
- органы внутренних дел и следственные органы,
- объекты налогообложения,
- исполнение обязанности по уплате налогов и сборов,
- изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа,
- требование об уплате налогов и сборов,
- способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов,
- зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм,
- налоговая декларация,
- общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений,
- виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение,
- издержки, связанные с осуществлением налогового контроля,
- виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение,
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц,
- рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
Вторая часть НК РФ посвящена характеристике отдельных видов налогов и сборов, определению
законодательных основ специальных налоговых режимов.
2) региональное законодательство о налогах и сборах, состоящее из законов субъектов
Российской Федерации.
Анализируя положения п. 4 ст. 1 и п. 2 ст. 12 НК РФ, можно сделать вывод о том, что
законодательство субъектов РФ о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками:
- с 1 января 2005 г. законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из единственного вида нормативных правовых актов законов субъектов РФ (подп. д п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации),
- законодательство о налогах и сборах состоит только из законов о налогах, т.е. о таких
обязательных платежах, которые отвечают признакам, установленным п. 1 ст. 8 НК РФ. Возможность введения каких-либо региональных сборов НК РФ не предусматривает. Данное положение четко установлено и действует с 1 января 2005 г., после принятия Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах, - акты регионального законодательства о налогах принимаются только в соответствии с НК РФ и не могут ему противоречить.
3) законодательство о налогах и сборах местного уровня, включающее нормативные правовые
акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами:
а) акты органов общей компетенции, такие как:
- указы Президента Российской Федерации,
- постановления Правительства Российской Федерации,
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
- сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления,
б) акты органов специальной компетенции ведомственные подзаконные нормативные правовые
акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции,
издание которых прямо предусмотрено НК РФ.
Решения Конституционного Суда РФ (например, Определение Конституционного Суда РФ
(далее КС РФ) от 9 ноября 2010 г. N 1434-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества МП Трейдинг на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, Определение КС РФ от 3 февраля 2010 г. N 165-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление КС РФ от 14 мая 2009 г. N 8-П По делу о проверке конституционности положения подпункта б пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан и ряд других).