В теории финансового права финансовый контроль подразделяют на виды, используя различные основания для их классификации.
В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется:
- на предварительный,
- текущий,
- последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он осуществляется:
- в целях предупреждения и пресечения финансовых (бюджетных, на- логовых, валютных и др.) нарушений,
- в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и других проектов законов (решений), затрагивающих бюджет- ные, финансовые и имущественные вопросы,
- при подготовке экспертных заключений по проектам законов (решений) о бюджете, проектам долгосрочных целевых программ,
- в других случаях, предусмотренных законом.
Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций. Например, текущий контроль, проводимый законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательного (представительного) органа, оценки ожидаемого исполнения бюджета в текущем финансовом году и прогнозируемых изменений на плановый период, и в связи с депутатскими запросами.
Текущий контроль осуществляется также:
- за поступлением налоговых и неналоговых доходов бюджета,
- расходованием средств бюджета, в том числе в ходе исполнения долгосрочных и ведомственных целевых программ,
- использованием привлеченных средств (кредитов, займов) и обслуживанием государственного и муниципального долга,
- соблюдением получателями государственных (муниципальных) гарантий условий предоставления государственных (муниципальных) гарантий.
Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
Так, в бюджетной сфере последующий финансовый контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета и включает:
- ревизии, проверки и анализ исполнения бюджета,
- проверки и анализ результатов исполнения долгосрочных и ведомственных целевых программ,
- проверки законности и эффективности использования государственной и муниципальной собственности,
- анализ исполнения предписаний органов финансового контроля,
- проведение повторных проверок с целью контроля за устранением выявленных нарушений.
Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» выделил сферы осуществления государственного финансового контроля — контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В настоящее время эта классификация транс- формировалась и в зависимости от сферы контролируемой финансовой деятельности можно выделить следующие виды контроля:
- бюджетный (финансово‑бюджетный),
- налоговый,
- контроль за эмиссионной деятельностью (включающий в себя банковский контроль и надзор, валютный контроль),
- страховой.
Бюджетный контроль принято также подразделять на внешний и внутренний.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).
В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений финансовый контроль можно подразделить:
- на обязательный,
- инициативный.
В основном финансовый контроль носит обязательный характер и проводится в силу требований законодательства, а также по решению компетентных государственных органов или органов местного самоуправления. Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
В зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля:
- государственный (на федеральном и на региональном уровнях),
- муниципальный,
- общественный,
- аудиторский,
- внутрихозяйственный.
Особое внимание в литературе уделяется государственному финансовому контролю, который, в свою очередь, предлагается подразделять: на общегосударственный, надведомственный и внутриведомственный. При этом к субъектам общегосударственного контроля, как правило, от- носят Президента РФ, Правительство РФ, палаты Федерального Собрания РФ, аналогичные органы субъектов РФ. Отнесение этих лиц к субъектам общегосударственного финансового контроля возможно только в широком понимании термина «финансовый контроль».
Представительные и исполнительные органы общей компетенции, реализуя полномочия по формированию информации о состоянии дел в области финансов, соблюдении финансового законодательства, как правило, не имеют специальных контрольных полномочий. Таким образом, субъектом финансового контроля выступают в первую очередь органы и должностные лица, специально и юридически позитивно наделенные контрольным статусом, т.е. осуществляющие вневедомственный финансовый контроль.
Выделение муниципального финансового контроля отдельно от государственного обусловлено самостоятельностью местного самоуправления, за- крепленного Конституцией РФ. В то же время следует признать единство системы финансового (а именно бюджетного) контроля, осуществляемого как на государственном, так и на муниципальном уровнях, что вытекает из принципа единства бюджетной системы РФ, закрепленного ст. 29 БК РФ.
Муниципальный финансовый контроль можно определить как деятельность органов муниципального финансового контроля по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений при осуществлении операций с бюджетными средствами, кредитными ресурсами, муниципальной собственностью, включающая контроль за рациональностью и эффективностью их использования.