В целях проведения налогового контроля все налогоплательщики как физические, так и
юридические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту
нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства
физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и
транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным налоговым законодательством.
Государственный налоговый учет налогоплательщиков в России осуществляется посредством:
- учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства,
- учета объектов налогообложения.
Ведение учета возлагается непосредственно на налоговые органы.
При этом необходимо учитывать, что налоговое законодательство предусматривает учет только
налогоплательщиков (плательщиков налогов), но не плательщиков сборов.
Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются:
- постоянность,
- непрерывность,
- всеобщность,
- императивность процедурного обеспечения.
Государственный учет налогоплательщиков это пассивная форма налогового контроля.
В результате учета налогоплательщиков налоговый орган приобретает следующие категории
сведений, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового
контроля:
- количество и виды налогоплательщиков на определенной территории,
- точное место нахождения налогоплательщиков, в том числе фактический и юридический адреса,
- иная финансово-учетная информация (например, номер расчетного счета в банке),
- виды деятельности, осуществляемой налогоплательщиками, и территориальные пределы ее
осуществления, - размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщиков,
- характер связей с другими налоговыми субъектами (например, наличие филиалов и
представительств), - иные значимые для решения задач налогового контроля сведения.
Как только у налогоплательщика впервые возникает обязанность по уплате налогов, ему
необходимо встать на учет в налоговом органе. Данное правило распространяется только на физических лиц. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговые органы сразу после государственной регистрации и получить индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Налоговое законодательство допускает проведение учета налогоплательщиков в инициативном
или заявительном порядке.
Инициативная процедура постановки на учет налогоплательщиков представляет собой право
налогового органа самостоятельно принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет в
налоговых органах на основе данных и сведений о налогоплательщике. В настоящее время
инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком.
Заявительная процедура постановки на учет налогоплательщиков предусматривает постановку налогоплательщика на учет только на основании его письменного заявления с просьбой поставить его на учет, направленного им в адрес налогового органа.
Основной целью мониторинга и оперативного налогового контроля служит получение
информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а также обеспечение
контроля налоговых поступлений.
В настоящее время деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в
России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства. Такой контроль может осуществляться как в пассивной, так и в активной форме.
Пассивный контроль это наблюдения (мониторинг) за действиями налогоплательщика.
Активный контроль является оперативным налоговым контролем.
Налоговый мониторинг налоговых поступлений представляет собой учет налоговых
поступлений в бюджет.
Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений представляет собой контроль и
анализ погашения налоговых обязательств. Основным методом оперативного налогового контроля служат налоговые обследования, которые могут проводиться в следующих целях:
- сбор сведений о доходах и других объектах налогообложения,
- изучение причин образования задолженности по налоговым обязательствам,
- анализ выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы.
Вопросы представления уточненных налоговых деклараций.
По мнению ИФНС, излишне уплаченная сумма единого налога, образовавшаяся в результате
неправомерного применения режима единого налога на вмененный доход, не может быть возвращена налогоплательщику, поскольку заявление о возврате было подано в суд по истечении трех лет с того момента, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты, 27.10.2008. Таким моментом в данном деле является акт выездной налоговой проверки от 16.11.2004, составленный по итогам проверки за 2000 2002 гг.
При этом ИФНС было предъявлено налогоплательщику требование о представлении уточненных
деклараций по единому налогу на вмененный доход.
Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, признавая позицию ИФНС необоснованной, после
проведения выездной налоговой проверки за 2000 2002 гг. налогоплательщиком были изменены
условия осуществления розничной торговли: магазины разграничены перегородками, каждый имеет отдельный вход, установлена контрольно-кассовая техника и пр. В связи с чем налогоплательщик в четвертом квартале 2003, 2005 и 2006 гг. применял единый налог на вмененный доход. Об излишней уплате единого налога налогоплательщик узнал только 23 марта 2007 г. из акта выездной налоговой проверки за 2003 2006 гг. Ранее указанной даты налогоплательщик не мог узнать о наличии у него переплаты, поскольку осуществлял предпринимательскую деятельность, подпадающую, по его мнению, под режим единого налога на вмененный доход. Таким образом, право на обращение в суд о возврате излишне уплаченного единого налога возникло после 23 марта 2007 г., в связи с чем на момент обращения налогоплательщика в суд 27 октября 2008 г. срок на возврат налога не истек. Требование
ИФНС о представлении уточненных деклараций при условии, что налогоплательщик не был обязан
платить единый налог на вмененный доход, не основано на нормах налогового законодательства.
О способе представления декларации.
По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно отказано в уменьшении суммы налога на
добавленную стоимость, так как им не была представлена уточненная налоговая декларация. По
мнению налогоплательщика, им была направлена налоговая декларация по специализированным
каналам электронной связи, а ИФНС удалила со своего сервера данный электронный документ.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, направление декларации
в электронном виде является правом налогоплательщика при наличии у сторон совместных технических средств и возможностей для приема и обработки в соответствии с установленными стандартами.
Согласно п. 11 раздела 1 Приказа Минфина РФ Об утверждении порядка представления налоговой
декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ИФНС в подтверждение
принятой электронной декларации обязана передать налогоплательщику квитанцию о приеме
электронного документа с электронной цифровой подписью уполномоченного лица. В доказательство направления электронной декларации налогоплательщик представил квитанцию, сформированную ИФНС при получении письма с отчетностью по налоговой декларации, однако суд указал, что такая квитанция не соответствует установленным требованиям, позволяющим считать ее квитанцией о приеме электронной декларации.