В криминалистической литературе выделяется три основных формы участия населения в расследовании преступлений:
- получение следственными и другими правоохранительными органами информации от общественных организаций, трудовых коллективов, их полномочных представителей и отдельных граждан информации о совершённых или готовящихся преступлениях, о местонахождении преступников, предметов добытых преступным путём либо иных предметах, могущих представлять интерес для следствия,
- привлечение представителей общественности к участию в проведении следственных действий,
- проведение силами общественности или следователем с участием представителей общественности действий, не имеющих процессуального характера.
В зависимости от того, кто явился инициатором действий с участием представителей общественности можно разграничить:
- участие общественности в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, осуществляемое по инициативе самих общественных организаций, трудовых коллективов или граждан,
- участие общественности, осуществляемое в результате использования органами следствия и дознания различных средств привлечения представителей общественности к расследованию конкретного уголовного дела.
В первом случае участия общественности в раскрытии и расследовании преступлений опасность оглашения данных предварительного следствия отсутствует. Представители общественных организаций, объединений, отдельные граждане по своей инициативе могут сообщить в правоохранительные органы о готовящихся, совершаемых или совершённых преступлениях, обнаружить и пресечь преступления, выявить и задержать преступников, разыскать предметы, добытые преступным путём, орудия преступления, другие предметы, могущие иметь значение доказательств по делу. Такие действия представителей общественности осуществляются без какого-либо процессуального оформления, хотя в дальнейшем сведения о них могут быть зафиксированы в уголовном деле в виде свидетельских показаний и т.п.
Заявления и сообщения граждан, организаций, полномочных представителей трудовых коллективов, средств массовой информации уголовно- процессуальный закон рассматривает в качестве поводов к возбуждению уголовного дела, если такие сообщения содержат сведения о фактах, указывающих на признаки преступления. Если в таких материалах имеются данные о совершённом преступлении, то орган дознания, следователь, прокурор или суд обязаны в пределах своей компетенции провести проверку, и в случае подтверждения фактов возбудить уголовное дело и принять меры к его расследованию.
Уголовно-процессуальный закон говорит о возможности предоставления доказательств органам расследования любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями. В правовых актах предусматривается возможность пресечения преступных действий, задержания лиц их совершающих представителями общественности и отдельными гражданами.
Участие общественности в обнаружении, пресечении и раскрытии преступлений, осуществляемое по инициативе самих граждан имеет огромное значение, оно во многом зависит от уровня сознательности населения, его правовой культуры, престижа органов дознания и следствия, наличия прочных связей правоохранительных органов с широкими кругами общественности.
Особое значение имеет правильная организация взаимодействия с общественностью при необходимости привлечения её представителей к участию в следственных и других процессуальных действиях. В этом случае инициатива исходит от самих правоохранительных органов и обусловлена тем, что следователю сложно, а порой и невозможно решить некоторые задачи, возникающие в ходе расследования без участия граждан.
В отдельных случаях необходимость привлечения представителей общественности вызывается сложными условиями проведения следственных или розыскных действий, необходимостью производства большого объёма работ, трудоёмкостью действий. В этих случаях представители общественности могут оказывать посильную помощь в охране места проведения следственного действия, особенно, если оно занимает значительную по площади территорию, поисках трупа, следов и вещественных доказательств, выявлении их происхождения, переноске отдельных предметов, выкапывании участков земли и т.п.
Важным условием эффективности использования следователем помощи общественности является соблюдение тактических рекомендаций о своевременности обращения за такой помощью. Следует учитывать, что такое обращение всегда связано с разглашением некоторого объёма информации. Поэтому, прежде, чем принять решение об использовании помощи граждан необходимо проанализировать, что в данном случае важнее: сохранить полную тайну следствия или облегчить производство следственного действия, воспользовавшись помощью общественности.
Ст. 170 УПК РФ обязывает следователя привлечь к участию в отдельных следственных действиях (осмотре, обыске, выемке, освидетельствовании и др.) не заинтересованных в деле граждан – понятых (ст. 60 УПК РФ). Понятые, вызываемые в количестве не мене двух, обязаны удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали. Они вправе делать замечания по поводу произведённых действий, которые заносятся в протокол следственного действия.
Следственная практика свидетельствует о том, что подбор понятых вызывает серьёзные трудности. Иногда следователи прибегают к тому, что просто останавливают на улице первых попавшихся граждан, что часто приводит к отказам участия в следственном действии и даже конфликтам. Подбор понятых осложняется ещё и тем, что кроме не заинтересованности в данном уголовном деле, к ним предъявляется ещё ряд требований. Понятыми не могут быть:
- несовершеннолетние,
- участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники,
- работники органов исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
Ещё большие трудности у следователя вызывает подбор для участия в следственных действиях граждан в качестве так называемых статистов. Их участие необходимо при производстве предъявления для опознания живых лиц, следственного эксперимента. Задача подбора таких лиц осложняется тем, что они должны подходить для производства следственного действия по ряду признаков. Например, быть сходными по внешности с опознаваемым лицом, обладать определённым ростом, телосложением и т.п.
Для того, чтобы иметь возможность быстро и успешно подбирать необходимых лиц для участия в опознании, следственном эксперименте, а также приглашать понятых, которые будут отвечать всем перечисленным требованиям, необходимо поддерживать постоянные связи с общественностью. Только она может обеспечить в этом отношении нужды следствия. Практика показывает, что в этих случаях не целесообразно обращаться к каждому из граждан в отдельности. Весьма полезно поддерживать контакты с трудовыми коллективами, членами спортивных клубов, педагогическими коллективами и учащимися вузов и средних специальных учебных заведений. При этом, важным тактическим приёмом является правильный выбор круга лиц, привлекаемых для участия в следственном действии. При решении вопроса о том, какой коллектив целесообразно привлечь, следует учитывать ряд факторов:
- необходимое для следственного мероприятия число людей и численность коллектива, планируемое время и возможность отвлечения на этот период членов коллектива от обычных занятий,
- состав коллектива, возраст его членов, их свойства, наличие специальных познаний и навыков (если они необходимы), а также хорошего знания местности,
- отдалённость нахождения людей от места проведения мероприятия и состояние коммуникаций,
- преобладающее в коллективе отношение к преступлению, преступнику и потерпевшему, если они известны.
Определив вид необходимой помощи и количество привлекаемых лиц, следователь должен определить и конкретные формы их привлечения. Всю совокупность приёмов привлечения общественности к расследованию преступлений можно разделить на две большие группы:
Систематическое привлечение конкретных лиц к участию в процессуальных и непроцессуальных действиях. В этих случаях участие представителя общественности, как правило, выходит за пределы одного уголовного дела. Данный приём, в основном, реализуется путём оформления таких лиц в качестве общественных помощников следователя. В настоящее время широкое распространение получило привлечение к работе общественными помощниками учащихся высших и средних юридических учебных заведений. Такую тенденцию в целом можно признать положительной, с учётом необходимости строгого соблюдения правил подбора общественных помощников, тщательной проверки выявленных кандидатов.
Эпизодическое участие определённого круга лиц или отдельных граждан в проведении следственных действий и других мероприятий по уголовному делу. Такое эпизодическое участие имеется, как правило, в случае привлечения представителей общественности в качестве понятых, статистов, помощников при необходимости выполнения большого объёма работ при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий, при сообщении отдельными гражданами сведений о месте нахождения преступников или предметов интересующих следствие, а также другой важной информации по делу.
Иногда обстоятельствами дела вызывается необходимость обращения следователя за помощью к неопределённому кругу лиц, то есть, к совокупности граждан, личность каждого из которых остаётся неизвестной следователю до того момента, пока искомая помощь не оказана. При этом, следователь обращается к аудитории, которая может включать в себя потенциальных помощников. Такая аудитория не всегда может быть строго очерчена. Наиболее распространены обращения к гражданам, могущим в определённое время находиться в районе места совершения преступления и т.п. Иногда обладателей интересующих следствие сведений следует искать среди сослуживцев, соседей обвиняемого и т.п.
При привлечении к расследованию преступления неопределённого круга лиц важно правильно выбрать способ обращения к гражданам. В практике следственной деятельности применяются следующие способы:
- информирование отдельных граждан путём индивидуальных бесед, подворных и поквартирных обходов,
- ориентирование на помощь специально собранных для этой цели граждан,
- информация посредством афиш и объявлений,
- выступление следователя перед трудовыми коллективами,
- выступление следователя или оперативного работника по радио или телевидению.
При обращении к гражданам с целью привлечения их к оказанию помощи следствию важно правильно сформулировать такое обращение. Для этого необходимо учесть состав аудитории, усилить её заинтересованность в оказании помощи. Любое обращение должно содержать краткую и понятную информацию о преступлении, конкретные задачи, которые должна помочь решить общественность, способы сведений органам расследования. При составлении обращения следует избегать подробностей, не имеющих значения для решения поставленных задач, но способных вызвать излишнее любопытство и домыслы.
Привлечение представителей общественности к участию в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений должно основываться на полной добровольности, обеспечения их безопасности, обязательности создания условий, предупреждающих возможность нарушения законности с их стороны, недопустимости отвлечения их без необходимости от работы или учёбы.
Принимая решение о привлечении общественности, следователь должен проанализировать и взвесить как положительные, так и отрицательные стороны вмешательства общественности в деятельность правоохранительных органов. Участие населения в раскрытии преступлений – не самоцель, а лишь средство решения тех задач, которые не могут быть решены другими способами, либо потребуют при этом значительно больших затрат сил и времени.