Сущность прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, объект и предмет

В соответствии с ч.2 ст.1 и ст. 29, 30 Закона о прокуратуре РФ одним из направлений (отраслей) прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью регулируется Уголовно–процессуальным кодексом РФ в редакции от 18.12.2001 года №174-ФЗ, Федеральным законом от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 г.), Федеральным законом от 3.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»,

«Положением о федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков», утвержденного Указом Президента РФ от 28.07.2004 года №976 (до упразднения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. №156).

Под оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) понимается вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон об оперативно-розыскной деятельности), в пределах их

полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии со ст.13 Закона об оперативно-розыскной деятельности к органам, имеющим право проводить оперативно розыскные мероприятия отнесены оперативные подразделения: органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации,

Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (до упразднения и органы ФСКН). 

Оперативные подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеназванных органов.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности круг лиц, имеющих право осуществлять надзор, ограничен, поскольку ими могут быть только специально уполномоченные на то прокуроры. В частности, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. от 09.07.2015 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»,

установлено, что первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяются полномочиями по надзору за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,

несут персональную ответственность за организацию надзора, а также назначают от имени Генерального прокурора Российской Федерации уполномоченных прокуроров из числа подчиненных работников.

В соответствии с названным приказом руководители прокуратур определяют не только уполномоченных прокуроров, но и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.

Безусловно, в отношении уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, должны пройти оформление в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.

Приказы прокуроров с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направляются для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.

Объектом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются оперативные подразделения, находящиеся в структурах органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (до упразднения и органы ФСКН).

Прокурорский надзор за исполнением законов органами (подразделениями), осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в силу своей специфичности, имеет свои объекты, специфические задачи, предмет, полномочия, особенности организации и методики.

Например, в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверяются только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Ведущая роль в осуществлении прокурорского надзора в данном направлении принадлежит Приказу Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (с изменениями на 28 января 2014 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

В нем наряду с детальным изложением вопросов, подлежащих разрешению прокурорами в рамках данного направления деятельности, четко и однозначно определены обстоятельства, определяющие содержание предмета указанного вида надзора. 

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов оперативно-розыскными органами определен ст.29 Закона о прокуратуре РФ как соблюдение этими органами прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых решений.

В то же время следует иметь в виду, что сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.

В соответствии со ст.21 Закона об оперативно-розыскной деятельности уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок должен знакомиться с подлинными делами оперативного учета, материалами о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационной документацией и ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

При осуществлении своих полномочий прокурор имеет право требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона, давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения, опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 

Полномочия прокурора. Проверяя законность оперативно-розыскных мероприятий, прокурор, прежде всего, должен убедиться в том, что они соответствуют ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности, к которым отнесены:

1 Опрос.

2 Наведение справок.

3 Сбор образцов для сравнительного исследования.

4 Проверочная закупка.

5 Исследование предметов и документов.

6 Наблюдение.

7 Отождествление личности.

8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10 Прослушивание телефонных переговоров.

11 Снятие информации с технических каналов связи.

12 Оперативное внедрение.

13 Контролируемая поставка.

14 Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом Следовательно, проведение каких-либо других оперативно-розыскных мероприятий, не входящих в данный перечень, рассматривается прокурором как нарушение закона.

Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Запрещено проведение оперативно-розыскных мероприятий в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. От 09.07.2015 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности должны проводиться в следующих случаях:

а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц,

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора,

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора,

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Уполномоченные прокуроры при реализации надзорных полномочий в обязательном порядке должны также проверять:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина,

б) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений,

в) законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом, наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения,

г) законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных

в части 2 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,

в том числе о достоверности представленных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности, и (или) являются доходом от такого имущества,

д) законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности,

е) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд,

ж) соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий (о них уже упоминалось выше),

з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении,

и) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде,

к) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении в случаях, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,

оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях,

л) законность проведения оперативно-розыскных мероприятий на основании запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий в целях добывания информации, необходимой для принятия решений, указанных в части 3 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: