Сущность и содержание особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Анализ положений главы 52 УПК РФ позволяет все особенности производства в отношении указанных категорий лиц сгруппировать по таким вопросам.

  1. Подследственность.
  2. Возбуждение уголовного дела.
  3. Привлечение в качестве обвиняемого.
  4. Задержание по подозрению в совершении преступления.
  5. Избрание меры пресечения.
  6. Производство следственных и иных процессуальных действий.
  7. Рассмотрение уголовных дел в суде.

Дополнительные гарантии защищенности выражаются путем усложнения процедур привлечения их к уголовной ответственности, установления дополнительного контроля по таким уголовным делам.

Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ, производится в форме предварительного следствия или дознания следователями Следственного комитета РФ, ими же – о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью (пп. «б» п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц, либо об их привлечении в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается в отношении:

  • члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ,
  • Генерального прокурора РФ – Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления,
  • Председателя Следственного комитета РФ – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления,
  • судьи Конституционного Суда РФ – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ,
  • судей Верховного Суда РФ, судов уровня субъекта РФ, военного суда – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ,
  • иных судей – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (например, с согласия квалификационной коллегии судей Челябинской области),
  • Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов,
  • Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ – Председателем Следственного комитета РФ,
  • депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ,
  • районного или городского уровня прокурора, руководителя следственного органа, следователя, адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении этих же должностных лиц (кроме адвоката) вышестоящих органов – Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем,
  • депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ,
  • члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ – Председателем Следственного комитета РФ, зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в общем порядке (ст. 146 и 171 УПК РФ) с согласия Председателя Следственного комитета РФ,
  • зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – в общем порядке (ст. 146 и 171 УПК РФ) с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

Как видим, для возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении специальных субъектов установлены различной степени «жесткости» фильтры. Например, чтобы возбудить дело в отношении Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ необходимо соответствующее представление Президента РФ о наличии в действиях этих лиц признаков преступления. Оно рассматривается в закрытом судебном заседании коллегией из трех судей Верховного Суда РФ в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием самих Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ и (или) их адвокатов.

По результатам рассмотрения представления Президента РФ суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях этих лиц признаков преступления. И только при положительном заключении Председатель Следственного комитета РФ может возбудить дело в отношении Генерального прокурора РФ, либо и.о. Председателя Следственного комитета РФ – возбудить дело в отношении действующего Председателя Следственного комитета РФ. В случаях с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Совет Федерации или Государственная Дума могут не дать согласие на возбуждение уголовного дела либо на привлечение в качестве обвиняемого, то есть согласие на лишение неприкосновенности. Этот отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении такого специального субъекта. В ч. 7 ст. 448 УПК РФ закреплена процедура лишения неприкосновенности экс-президента РФ. В любом случае каждое такое решение должно быть мотивировано.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор, Уполномоченный по правам человека в РФ, экс-президент РФ, задержанные по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ), за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

По общему правилу, после того, как уголовное дело в итоге возбуждено в отношении специального субъекта или он привлечен в качестве обвиняемого, – следственные и иные процессуальные действия в отношении него производятся в общем порядке. То есть этими решениями преодолевается их особый статус, и в отношении них расследование ведется на общих основаниях. Но из этого правила имеется ряд исключений:

  • судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей (последние должны принять решение в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения),
  • такое же решение, а также решение о производстве обыска в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, экспрезидента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ – исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ может быть возбуждено следователем или дознавателем с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

Следственные и иные процессуальные действия, которые по УПК РФ осуществляются исключительно с санкции суда (обыск в жилище, наложение ареста на имущество и др.) в отношении всех специальных субъектов, если уголовное дело в отношении них не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Уголовные дела в отношении члена Совета Федерации РФ, депутата Государственной Думы РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства рассматриваются судом уровня субъекта РФ или окружным (флотским) военным судом (п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ). В отношении остальных специальных субъектов подсудность определяется на основе общих требований УПК РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: