- Объекты оспаривания
- Подведомственность дел
- Лица, участвующие в деле
- Сроки предъявления и рассмотрения заявлений (жалоб).
Гл. 17 ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет основания и порядок обжалования деятельности судебных приставов-исполнителей.
Законодательство предусматривает административный и судебный порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ст. ст. 123-127 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Правовой основой судебного порядка обжалования являются ст.ст.121 и 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 441 ГПК РФ, а также ст.329 АПК РФ.
Объекты оспаривания.
Статья 121 федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривает возможность оспаривания постановлений, действий, бездействия пристава-исполнителя, а также других должностных лиц службы судебных приставов. Необходимо отметить, что действия судебного пристава-исполнителя, а также отказ в их совершении фиксируется в различных документах: постановлениях, в том числе постановлениях судебного пристава-исполнителя, подлежащих утверждению старшим судебным приставом, актах, заключениях, резолюциях на заявлениях заинтересованных лиц и пр.
Исходя из смысла и содержания законодательства, обжалованы могут быть действия (бездействия) пристава, облеченные в любую форму, если указанные действия носят распорядительный характер.
Подведомственность дел.
При разграничении судебной подведомственности дел об оспаривании деятельности должностных лиц службы приставов может быть использован «метод исключения», суть которого заключается в следующем: поскольку арбитражный суд является судом специальной компетенции, то ему подведомственны только те дела, которые указаны в ч.2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве». Все другие дела об оспаривании деятельности приставов должны рассматриваться в судах общей юрисдикции.
Необходимо при этом отметить, что ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. значительно расширила компетенцию арбитражных судов РФ по оспариванию деятельности приставов.
В настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены:
- дела по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействий) приставов в связи с исполнение исполнительных документов, выданных арбитражными судами,
- дела по заявлениям об оспаривании деятельности должностных лиц службы приставов в связи с исполнением актов органов, осуществляющих контрольные функции (о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований),
- дела по заявлениям об оспаривании деятельности должностных лиц службы судебных приставов в связи с исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях,
- дела по заявлениям об оспаривании деятельности судебных приставов-исполнителей в связи с исполнением постановлений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных в процессе исполнения исполнительных документов.
Причем, в трех последних случаях законодатель ориентирует правоприменителя на необходимость учета основных критериев относимости дел к компетенции арбитражных судов, а именно: надлежащего субъектного состава (должником должна выступать организация или индивидуальный предприниматель), и характера деятельности, при осуществлении которой возникло исполнительное производство (связанность со сферой предпринимательской деятельности должника).
Более того, конструкция п. 4 ч.2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. в системной связи с положениями 24 главы АПК РФ позволяет арбитражным судам, с учетом субъектного состава лиц, участвующих в деле, и с учетом характера деятельности, при осуществлении которой возник спор, рассматривать заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов по исполнению иных исполнительных документов, кроме тех случаев, когда объектом оспаривания является деятельность судебного пристава в связи с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, а жалобщиком выступает сторона исполнительного производства по исполнительному документу, выданному судом общей юрисдикции.
Во всех других случаях, не подпадающих под вышеуказанные правила, оспаривание деятельности должностных лиц службы приставов осуществляется в судах общей юрисдикции.
Подсудность дел судам общей юрисдикции.
Согласно ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 441 ГПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подаются в тот районный суд, в районе деятельности которого пристав исполняет свои обязанности.
Лица, участвующие в деле.
Согласно ст. 121, ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 441 ГПК РФ заявителями по делам об оспаривании решений, действий, бездействий судебных приставов могут быть стороны исполнительного производства и иные лица, чьи права и интересы нарушены незаконной деятельностью пристава. Противоположной стороной данной категории дел является сам судебный пристав-исполнитель. Кроме указанных субъектов, к рассмотрению дел об оспаривании действий пристава-исполнителя должна привлекаться вторая сторона исполнительного производства.
Сроки предъявления и рассмотрения заявлений (жалоб).
Жалобы на действия судебного пристава исполнителя подаются в 10-дневный срок со дня совершения действия либо отказа в его совершении. Для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия, течение этого срока начинается со дня, когда указанному лицу стало известно об оспариваемом действии.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ дела об оспаривании действий пристава-исполнителя рассматриваются в 10-дневный срок (включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу).
Порядок предъявления и рассмотрения заявлений судами общей юрисдикции. В соответствии с 441 статьей ГПК РФ 2002 г., дела об оспаривании решений, действий (бездействия) приставов возбуждаются в суде общей юрисдикции путем подачи заявления. Указанные заявления предъявляются и рассматриваются по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а именно по правилам 23 и 25 глав ГПК РФ. Суд извещает всех заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, однако неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Суд вправе признать обязательной явку пристава-исполнителя в процесс. В ходе судебного разбирательства суд осуществляет проверку оспариваемых решений (действий) на предмет их соответствия нормативным актам, устанавливает наличие полномочий у пристава на принятие оспариваемых решений (действий), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые акты права и законные интересы заявителя. Обязанность доказывания законности принятых приставом решений (действий), наличие надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения (действия) возлагается на судебного пристава. Если пристав не представит в процесс надлежащих доказательств, то суд может истребовать их по собственной инициативе.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности должностного лица службы приставов устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод участника исполнительного производства. В течение трех дней со дня вступления решения в законную силу его копия направляется должностному лицу для устранения допущенного нарушения закона. Суд может отправить копию данного решения вышестоящему по должности приставу. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом, в пределах предоставленных приставу полномочий, и права либо свободы гражданина нарушены не были.