Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Её осуществляет только суд (ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»).
Понятие «суд» применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т.д. Суд, реализующий судебную власть, – только государственный орган.
Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, суды офицерской чести, товарищеские суды в Вооружённых Силах, правоохранительных органах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции России и соответствующих законах, не обладают и судами как таковыми в содержании государственных органов не являются.
В ч. 2 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» указано: «В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации».
Ответственность функций, выполняемых судами, обусловливает особо высокие требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют её на профессиональной основе.
Если многие должности в органах исполнительной и законодательной власти могут быть замещены нередко при минимальных требованиях к назначаемому и избираемому на должность лицу, то к судьям предъявляются по закону наиболее жёсткие требования. Кроме того, к судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение. Судья, как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судья обязан оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества (ст. 3, ст. 8 и др. Закона «О статусе судей в РФ»).
Судьи в России приобретают свои полномочия, как правило, в результате назначения на должность. Закон «О статусе судей в РФ», принятый в 1992 г., предусматривал, что судьи наделяются полномочиями в результате их избрания представительными органами.
В настоящее время Конституция РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» установили порядок, в соответствии с которым судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом, а «порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации» (ч. 4 ст. 13 ФКЗ «О судебной системе РФ»).
Правовое положение судей обладает свойством повышенной устойчивости, обусловленной соответствующими правовыми гарантиями. В соответствии со ст. 14 ФКЗ «О судебной системе РФ» полномочия судей федеральных органов не ограничены определённым сроком, так в ч. 2 ст. 14 данного закона указано: «Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации».
Судьи имеют Кодекс судейской этики, который, являясь актом судейского сообщества, устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях, положениях законодательства РФ, международных стандартах в сфере правосудия и поведения судей.
Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умалившего авторитет судебной власти, квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия в соответствии со ст. 15 ФКЗ «О судебной системе РФ» и ст. 14 Закона «О статусе судей в РФ».
Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определённой законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определённое государственно-территориальное образование (район, город, субъект РФ), или на структурное образование Вооружённых сил (вид вооружённых сил, военный округ, флот, группа войск, гарнизон и т.д.). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определённых лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами в порядке ст. 93 Конституции РФ, рассмотрение уголовных дел по обвинению в преступлении судей в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 16 Закона «О статусе судей в РФ»).
Кроме того, юрисдикция суда может распространяться на судебный округ, территория и население которого не обязательно совпадают с административно-территориальным делением государства. Так, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» установил 10 арбитражных судов, юрисдикция которых распространяется на федеральные округа, объединяющие различных субъектов РФ.
Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемом в соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях.
В судах общей юрисдикции гражданские дела рассматриваются в суде первой инстанции единолично. Судья, рассматривающий дело единолично, действует от имени суда. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трёх профессиональных судей.
Уголовные дела в соответствии с УПК РФ (ст. 30 – Состав суда) могут рассматриваться судом коллегиально или судьёй единолично. В коллегиальный состав суда могут входить профессиональные судьи (коллегия из трёх судей федерального суда общей юрисдикции), а также судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей – по ходатайству обвиняемого. В суде присяжных уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей (ст. 324 УПК РФ – Порядок производства в суде с участием присяжных заседателей), а председательствует в судебном заседании один профессиональный судья.
Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, решение по нему принимает суд как орган судебной власти. Оно подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно наравне с законом.
Конституция РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» являются основой построения судебной системы России. Так, в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ провозглашено: «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».
Таким образом, судебная система – это совокупность всех действующих в РФ судов в соответствии с их компетенцией, объединяемая единством задач, целями судебной власти, принципов организации и деятельности, построенная с учётом федеративного и административно-территориального устройства государства.
Статьи 125 – 126 Конституции РФ, определяющие компетенцию Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ – высшего судебного органа судов общей юрисдикции и арбитражных судов, также имеют основополагающее значение для устройства судебной системы и её функционирования.
Структура судебной системы в настоящее время установлена рядом законодательных актов с учётом принципиальных норм Конституции России, федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О Верховном Суде РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О военных судах РФ», «О мировых судьях в РФ» и др.
Систему федеральных судов составляют:
- Конституционный Суд РФ,
- Верховный Суд РФ,
- система судов общей юрисдикции,
- система арбитражных судов.
Они различаются по структуре и объёму полномочий.
Кроме них, ФКЗ «О судебной системе РФ», как указывалось ранее, предусмотрены суды субъектов Российской Федерации – конституционные (уставные) суды и мировые судьи (являющиеся судами общей юрисдикции).
Конституционный Суд РФ – единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, обозначенные в ст. 125 Конституции России. Каких-либо других судов иного уровня с аналогичными функциями в Российской Федерации не существует.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две ветви российской судебной системы, объединённые единым высшим судебным органом – Верховным Судом РФ.
Так, в соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» к судам общей юрисдикции относятся:
верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов,
районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды),
военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом,
специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
В отличие от военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими (гражданскими)» судами. В систему судов общей юрисдикции, согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» и ст. 1 п. 3 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» входят и мировые судьи.
Система арбитражных судов включает:
- арбитражные суды округов,
- арбитражные апелляционные суды,
- арбитражные суды субъектов Российской Федерации,
- специализированные арбитражные суды.
Систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов возглавляет Верховный Суд РФ. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики».
Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объёме распространяется как на общие (гражданские), так и на военные суды.
Суды, входящие в судебную систему, различаются объёмом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.
С учётом этого федеральные суды общей юрисдикции (гражданские) подразделяются на суды четырёх звеньев:
- первое звено – мировые судьи,
- второе (основное) звено – районные суды,
- третье (среднее) звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов,
- четвёртое (высшее) звено – Верховный Суд РФ.
Основное звено судебной системы федеральных судов общей юрисдикции – районные суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел. Верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды – среднее звено судебной системы. Вышестоящие суды, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов нижестоящих, так районные суды по отношению к мировым судьям являются вышестоящими судами.
Военные суды «осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба» (ч. 1 ст. 22 ФКЗ «О судебной системе РФ»).
Военные суды состоят их трёх звеньев:
- первое (основное) звено – военные суды гарнизонов,
- второе (среднее) звено – военные суды округов (флотов),
- третье (высшее) звено – Верховный Суд РФ (Судебная коллегия по делам военнослужащих).
Система арбитражных судов с 05 февраля 2014 г. состоит из четырёх звеньев:
- первое (основное) звено – арбитражные суды субъектов РФ,
- второе (промежуточное)2 звено – арбитражные апелляционные суды (в количестве 21),
- третье (промежуточное) звено – арбитражные суды округов (в количестве 10),
- четвёртое (высшее) звено – Верховный Суд РФ (Судебная коллегия по экономическим спорам).
Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющие их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции, выполняющей конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел, на суды первой инстанции, суды второй (апелляционной) инстанции и суды третьей кассационной и надзорной инстанции.
Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания, для гражданского дела – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска, и именем государства выносится приговор по уголовному или решение по гражданскому делу.
В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы. Например, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ» в пределах своих полномочий рассматривает, в частности, дела в качестве суда первой инстанции. Верховному Суду РФ подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, а также по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого. Но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.
Суд второй (апелляционной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В настоящее время к судам данной инстанции отнесены те, которым предоставлены полномочия по пересмотру гражданских, военных, арбитражных и административных дел с соблюдением правил апелляционного производства. Это может быть любой из судов второго, третьего или четвёртого звена. Например, районный суд является судом второй инстанции по отношению к мировому судье, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду. С 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 09 декабря 2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ» решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке, право апелляционного обжалования принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле (ст. 320 ГПК РФ). Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не определены ГПК РФ (ст. 321 ГПК РФ).
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции. Дела в судах апелляционной инстанции, за исключением районных судов, рассматриваются коллегиально (ст. 327 ГПК РФ).
Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел с соблюдением правил апелляционного производства (с 01 января 2013 г.) заключается в том, что такое разбирательство представляет собой полное или частичное повторное рассмотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств. Апелляционная жалоба может быть подана в ограниченный срок (как правило, в течение десяти дней). Её рассмотрение может завершиться постановлением нового апелляционного приговора.
Определённая специфика полномочий имеется и в арбитражных судах. В частности, во втором (промежуточном) звене арбитражных судов имеет место не только слушание дел, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке.
Суд третьей (кассационной и надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу. Пересмотр судебных дел осуществляется с соблюдением трёх процедур: одна из них называется кассационным производством, другая – производством в надзорной инстанции («производством в порядке судебного надзора», «надзорным производством»), третья – возобновлением производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях, вступивших в законную силу судебных актов.
Суд третьей инстанции по итогам рассмотрения дела формирует свои выводы обычно на основании письменных материалов, содержащихся в деле, иных документов и может принять решение, как правило, об отклонении ходатайства и оставлении обжалованного решения в силе, об исправлении обнаруженной в нём ошибки, о его отмене и прекращении производства по делу либо направлении его на новое рассмотрение в нижестоящий суд.