Не все участники гражданско-правовых отношений это субъекты коммерческого права. Безусловно, в торговой деятельности имеют право участвовать субъекты, имеющие специальное разрешение на проведение профессиональной торговли. А так же, если в их уставах торговля считается одной из уставных задач. Заметим, что к таковым участникам относятся:
юридические лица,
граждане-предприниматели,
специальные субъекты.
Самое важное, что физические лица не являются субъектами коммерческого права.
Отметим, что субъектами коммерческой деятельности являются те физические и юридические лица, которые занимаются осуществлением профессиональной деятельности по доведению товара от производителя к потребителям.
Так, в Российской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, которые в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве предпринимателей. Поэтому, такая регистрация в качестве гражданина-предпринимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью. Таким образом, нужно помнить, что такое право должно быть предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации. Кроме того, помимо прав, регистрация в качестве гражданина-предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей. А еще, специальную гражданско-правовую ответственность. Так, гражданин-предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца или в качестве ответчика.
Заметим, что субъектами коммерческого права могут быть юридические лица. Дадим понятие юридического лица. Таким образом, это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Более того, специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки.Примеры таких организаций товарные биржи,оптовые ярмарки,посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).
Всех специальных субъектов торговой деятельности следует объединить в две группы:
специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам. К таким организациям следует отнести:
товарные биржи — организации, формирующие оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по определенным правилам,
валютные биржи,
фондовые биржи,
выставки-ярмарки,
торгово-промышленные палаты,
предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок. Они классифицируются следующим образом:
независимые посредники — действуют от своего имени и за свой счет:
дилеры — специальные торгово-посреднические организации, специализирующиеся на продаже определенного товара, совершающие определенные операции с определенным видом товара,
торговые дома — многопрофильные организации, которые занимаются торговлей и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридическое лицо или объединение юридических лиц, занимающихся торговлей, складской и производственной деятельностью,
трейдеры — специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они специализируются на коротких операциях,
стокисты — особый тип специализированных посредников, которые осуществляют экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала получают на товарный склад товар экспортера, а затем реализуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям,
посреднические организации, не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю. К данному типу посредников относятся дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей страны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление деятельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.). Дистрибьюторы классифицируются на:
регулярные — имеют собственные склады, где накапливаются и хранятся товары, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подбору ассортимента групп товаров,
нерегулярные — арендуют склады, участвуют в основном в транзитных поставках,
организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товара. Таким образом, они заключают сделки, целью которых считается продвижение товара:
брокеры — организации, физические лица, которые заключают на бирже договоры от имени и за счет клиента, действуют на бирже в качестве контор или независимых брокеров,
агентские фирмы — подыскивают покупателей для фирмы-продавца (торговые агентства) или изучают спрос и предложение на рынке определенного товара с перспективой его сбыта (маркетинговые агентства). Таким образом, перечень участников товарного рынка не считается исчерпывающим. В связи с постоянным развитием торговых отношений, торгового законодательства возможно совершенствование уже существующих и возникновение новых форм участников торгового рынка.