Как уже указывалось выше полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, содержатся в Федеральных законах «Об оперативно-розыскной деятельности», «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и других.
На основании положений установленных в вышеназванных федеральных законах, в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. От 09.07.2015 г.) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно- розыскной деятельности» приводится следующий перечень средств, прокурорского реагирования на нарушения выявленные прокурорами в данном направлении прокурорского надзора:
а) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона,
б) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам,
в) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов,
г) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании,
д) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Таким образом, уполномоченные прокуроры обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. В случаях незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств рассматривать как воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Между тем следует иметь в виду, что в сфере надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности уполномоченный прокурор все же не обладает властно-надзорными полномочиями как, например, по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, поскольку не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Властно – надзорные полномочия прокурора позволяют ему своевременно выявлять нарушения закона органами дознания и следователями, действенно реагировать на каждый случай невыполнения правовых требований и предупреждать возможные нарушения закона в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Для реализации этих полномочий прокурору предоставлено право вынесения соответствующих постановлений, направления письменных требований, дачи письменных указаний, дачи санкций или отказе в нем, письменного согласия с постановлением органа дознания или следователя.
Любой правовой акт прокурорского надзора в этом направлении деятельности прокурора порождает определенные юридические последствия: восстанавливает нарушенное право человека и гражданина, придает юридическую силу решению органа дознания или следователя либо пресекает и предупреждает нарушения в их деятельности.
Наличие у прокурора властно-надзорных и процессуальных полномочий позволяют ему непосредственно вмешиваться в существо деятельности по производству дознания и предварительного следствия на любом этапе, оценивать эту деятельность, как с точки зрения ее законности, так и целесообразности, не только предупреждать, но и самому устранять любые нарушения законности.
Особенность правовых средств, прокурорского надзора, в первую очередь в отношении органов дознания и процессуальной деятельностью дознавателей состоит в том, что прокурор не опротестовывает незаконные процессуальные акты должностных лиц по уголовным делам, а сам отменяет их, не обращается с просьбой о производстве тех или иных следственных действий, а дает об этом указания (устные либо письменные) обязательные для лиц, производящих расследование в форме дознания.
Не участвуя в производстве предварительного расследования, а также лично не проводя отдельные следственные и иные процессуальные действия, не принимая уголовное дело к своему производству, тем не менее, прокурор активно вмешивается в расследование, может сам устранить нарушение закона и, наконец, принять окончательное решение по делу.
Конечно, этим самым к прокурору предъявляются повышенные требования. Прокурор постоянно должен вникать в материалы дела, хорошо знать установленные дознанием и следствием факты и обстоятельства.
Подводя итог сказанному можно сделать следующий вывод. К актам прокурорского реагирования в данной сфере прокурорского надзора относятся: постановление, письменное требование, письменное указание, санкция (отказ в санкции), представление.
Безусловно, самым распространенным актом прокурорского реагирования в данном направлении является постановление прокурора. Например, согласно ч.6 ст.148 УПК РФ признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента
получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ),
отмена иных незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, постановление об изъятии любого уголовного дела у органа дознания и передача его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи и другие.
Нередко в постановлении прокурора могут даваться сразу и письменные указания, в котором может устанавливаться обязанность органа дознания или дознавателя осуществить конкретные следственные действия в определенный срок, предъявить обвинение, изменить квалификацию преступления провести иные следственные действия.
В случае обнаружения прокурором нарушений закона при расследовании преступлений, то он вправе внести представление по этим фактам и потребовать от должностных лиц устранения выявленных нарушений и решения вопроса об ответственности, виновных в этом лиц. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в установленный законом срок.