1. Основные направления деятельности по обеспечению законности в государственном управлении
2. Государственный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении
Сущность контроля:
3. Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении
1. Основные направления деятельности по обеспечению законности в государственном управлении
Обеспечение дисциплины и законности в государственном управлении предусматривает деятельность соответствующих государственных структур, направленную:
• оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение,
• на недопущение органами исполнительной власти нарушений требований и предписаний, установленных действующими законами и подзаконными актами,
• установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти,
• привлечение к ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины,
• разработку и принятие мер, обеспечивающих устранение причин и условий нарушений законности.
2. Государственный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении
Сущность контроля:
• получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины,
• принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины,
• выявление причин и условий, способствующих правонарушению,
• наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта,
• принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц.
В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется:
• специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта),
• на общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов).
Контроль может быть внешним (осуществляется органом, который не входит в систему проверяемого ведомства) и внутренним (проверка проводится собственными силами ведомства, учреждения, министерства).
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов различают:
• контроль, осуществляемый органами представительной власти,
• контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотраслевой и внутриведомственной компетенции).
3. Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Деятельность поднадзорного объекта оценивается с точки зрения законности, но не целесообразности. При надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного недопустимо.
Основные признаки надзора:
• в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воз действия в отношении виновных лиц,
• органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов,
• органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены.
Виды надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор – это специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления.
Различают две организационные формы надзора в сфере управления:
• надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и другие),
• надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, на основе поступивших заявлений, жалоб, дел.
Предмет прокурорского надзора:
• соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.