Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.
Применяемые налоговым правом способы обеспечения исполнения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.
В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может
обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней,
приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов установлены Налоговым кодексом РФ, в частности к ним относятся:
- залог имущества,
- поручительство,
- пеня,
- приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей,
- арест имущества.
Остановимся на каждом способе обеспечения обязательства более подробно.
1. Залог имущества. В соответствии с п. 1 ст. 73 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов
может быть обеспечена залогом.
В налоговых отношениях юридическое значение залога выражается в осуществлении налоговой
обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором,
сторонами в котором выступают налоговый орган (залогодержатель) и налогоплательщик либо иное
третье лицо, выступающее в интересах налогоплательщика (залогодатель).
В соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 73 НК РФ налоговую обязанность возможно обеспечить залогом двух видов: без передачи заложенного имущества налоговому органу и с передачей имущества. Второй вид залога называется закладом. В случае нарушения налоговой обязанности, обеспеченной залогом, налоговый орган вправе реализовать предмет залога и погасить финансовый долг налогоплательщика перед государством. Тем самым отношения залога имущества предоставляют государству в лице налоговых органов возможность требовать исполнения налоговой обязанности посредством продажи заложенного имущества и передачи ему в приоритетном порядке вырученных денежных средств. Однако сумма перечисляемых в доход государства денежных средств не может быть больше суммы налоговой обязанности.
Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по
гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
Необходимо также учитывать, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога в
качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются
положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
2. Поручительство. В соответствии с п. 1 ст. 74 НК РФ налоговая обязанность в случае изменения сроков ее исполнения может быть обеспечена поручительством.
Поручительство в налоговых правоотношениях это обязанность поручителя перед налоговыми
органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если
последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации договором между налоговым органом и поручителем. В случае неисполнения
налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной договором поручительства,
налоговый орган приобретает возможность получить причитающиеся налоги не с налогоплательщика, а с его поручителя, который, как предполагается, имеет более устойчивое финансовое положение. Тем самым неисполнение налогоплательщиком своих обязательств перед государством влечет и ответственность его поручителя. При этом принудительное взыскание с поручителя суммы налоговой недоимки и начисленных пеней возможно для налоговых органов только в судебном порядке.
Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. В рамках одного налогового
обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства.
При исполнении поручителем своих обязанностей по договору налогового поручительства он
приобретает право регрессного требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также
процентов по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой
обязанности плательщика налогов.
Гарантией соблюдения прав поручителя в налоговых отношениях является обязанность налоговых
органов предоставить по требованию поручителя документы, подтверждающие факт невыполнения
налогоплательщиком налоговой обязанности, а также сумму возникшей недоимки.
В отличие от гражданских правоотношений в налоговых отношениях поручитель обязуется
исполнить налоговую обязанность налогоплательщика в полном объеме, а не в части. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать оплате поручителем.
3. Пеня. Пеня это установленная НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов,
уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Главным правилом уплаты пени является то, что сумма пени уплачивается независимо от суммы
налога или сбора, причитающейся к уплате, а также независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора и мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Уплата пени может быть произведена налогоплательщиком двумя способами:
- одновременно с уплатой суммы основного долга (налоговой недоимки),
- после уплаты полной суммы причитающихся налогов.
При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика в приоритетном порядке
погашается налоговая недоимка.
Начисление пени производится за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности
по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Начисление пени осуществляется в процентах (1/300 ставки
рефинансирования Центрального банка РФ надень начисления пени) от неуплаченной суммы налога или сбора.
Исключение составляют суммы недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того,
что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по
решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам
налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество
налогоплательщика. На данную недоимку начисление пени не производится.
Отнесение пени к обеспечительным способам обусловлено ее имущественно-восстановительным
(компенсационным) характером, наличие которого было отмечено Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П <,1>,. В частности, Конституционный Суд указал, что пеня в налоговых отношениях рассматривается как определенная компенсация потерь государственной казны в результате недополучения вовремя сумм налогов. Тем самым в налоговых отношениях пеня выполняет правовосстановительную функцию, а в качестве способа обеспечения налоговой обязанности носит скорее характер устрашения, нежели гарантии.
Взыскание пени может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. В
принудительном порядке пени могут быть взысканы за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 48 НК РФ.
4. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных
предпринимателей . Приостановление операций по счетам налогоплательщика это временное
прекращение обслуживающим банком всех расходных операций по данному счету независимо от
величины остатка денежных средств и их соразмерности сумме налоговой недоимки.
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей,
как правило, применяется для обеспечения исполнения пени и относится к процессуальным способам обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога.
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей происходит в следующих случаях:
- если налогоплательщик-организация не выполнил в установленные сроки требование
налогового органа об уплате причитающихся налогов, - если налогоплательщик-организация или налогоплательщик индивидуальный
предприниматель не представил в налоговый орган налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока, - при отказе налогоплательщика-организации или налогоплательщика индивидуального
предпринимателя представить налоговые декларации в налоговый орган.
В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении счета может быть принято только
руководителем (его заместителем) налогового органа. Принятие такого решения является
исключительной компетенцией того налогового органа, который направил налогоплательщику
требование об уплате налога. Вынесенное решение о применении рассматриваемой меры обеспечения налоговой обязанности направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика о подобном решении.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке
передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.
Банк обязан принять решение налогового органа к исполнению и немедленно приостановить
операции по счету своего клиента-налогоплательщика. НК РФ категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету, новые счета. Нарушение установленного запрета образует состав налогового правонарушения и служит основанием для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом банк не несет ответственности за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операций по счету.
Решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика отменяется налоговым
органом в течение одного дня с момента представления налогоплательщиком документов,
подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности или представление налоговой декларации.
5. Арест имущества. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ).
Арест имущества это ограничение права собственности налогоплательщика-организации в
отношении принадлежащего ему имущества.
Арест имущества применяется относительно налогоплательщиков, не исполняющих в
установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения
данной меры обеспечения решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик предпримет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам.
Арест имущества производится в двух видах:
- полный арест имущества представляет собой ограничение прав собственника относительно
распоряжения арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться этим имуществом
налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа, - частичный арест имущества это такое ограничение права собственности налогоплательщика,
при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускаются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечет применение к виновному соответствующих санкций.
Налоговым законодательством установлено ограничение относительно объема арестованного
имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налоговой обязанности.
Решение об аресте имущества принимается в форме постановления руководителем (его
заместителем) налогового или таможенного органа. Отменить данное решение вправе тот же налоговый или таможенный орган, который его вынес. Основанием для отмены ареста имущества выступает прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Постановление о наложении ареста на имущество может быть отменено вышестоящим налоговым или таможенным органом, а также судом.
Режим ареста имущества прекращает действие в результате принудительного исполнения налоговой обязанности путем реализации этого арестованного имущества.
Пример. Пени.
По мнению налогоплательщика, ему неправомерно по результатам налоговой проверки начислены
пени за неуплату налогов по общей системе налогообложения, поскольку он ошибочно
руководствовался полученным по своему заявлению уведомлением ИФНС о возможности применения УСН.
Как указал суд, позиция налогоплательщика не соответствует законодательству. Ввиду
незаконного применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с нарушением требований, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ, получение уведомления ИФНС о возможности применения упрощенной системы налогообложения не влечет невозможность начисления пени на суммы не уплаченных по общей системе налогообложения налогов.
Пример. Арест имущества.
По мнению налогоплательщика, налоговый орган не вправе налагать арест на имущество
налогоплательщика, если оно находится в залоге у третьего лица.
Как указал суд, удовлетворяя требование налогоплательщика, поскольку в силу норм ГК РФ
залогодержатель имеет преимущественное право удовлетворения своих требований из стоимости
заложенного имущества, то применение ареста налоговым органом не сможет обеспечить исполнение обязанности налогоплательщиком за счет предмета залога, даже если залогодержатель на дату ареста еще не предъявлял свои требования.
Обеспечительные меры, принимаемые в порядке ст. 101 НК РФ.
По мнению налогоплательщика, при применении налоговым органом обеспечительной меры в
виде приостановления операций по счетам на основании п. 10 ст. 101 НК РФ необходимо исходить из
общего правила, закрепленного в п. 2 ст. 76 НК РФ, о том, что данные меры принимаются только после направления налогоплательщику требования об уплате налога и вступления в силу решения о его взыскании.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, положение п. 2 ст. 76 НК
РФ не подлежит применению при реализации налоговым органом права на приостановление операций по счетам в банке на основании п. 10 ст. 101 НК РФ.