Принципы международного права.
1. Принцип суверенного равенства государств.
Принцип суверенного равенства государств составляет основу современных международных отношений. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы и их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого- либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить внешнюю политику.
Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 1 Устава ООН, а также в уставах международных организаций системы ООН, уставах большинства региональных международных организаций, многосторонних и двухсторонних соглашениях государств и международных организаций, правовых актах международных организаций.
Элементами принципа суверенного равенства являются:
- право государств на принадлежность к международной организации,
- право быть или не быть участником международного договора,
- право на нейтралитет.
Цель принципа суверенного равенства государств – обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств независимо от различия экономического, политического, социального и иного характера. Значение – поддержание международного порядка, который может быть обеспечен только при полном уважении юридического равенства участников. Юридическое равенство не означает равенства фактического.
Государства обязаны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутреннее законодательство и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами. По факту существования суверенных государств принцип суверенного равенства ‒ важнейший элемент системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа. Принцип суверенного равенства государств тесно связан с принципом невмешательства во внутренние интересы другого государства.
2. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Нормативное содержание принципа неприменения силы и угрозы силой включает в себя запрещение:
- оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права,
- актов репрессалий, связанных с применением силы,
- предоставления государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства,
- организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве,
- организации или поощрения организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства,
- насильственных действий в отношении демаркационных линий перемирия,
- блокады портов или берегов государств, – любых насильственных действий, препятствующих народам осуществить законное право на самоопределение, а также ряда иных насильственных действий.
Однако принцип неприменения силы и угрозы силой не означает отказа от силы вообще. Статья 39 Устава ООН регулирует полномочия Совета Безопасности – применение меры по поддержанию или восстановлению мира. В ст. 51 говорится о возможности применения силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения. Статьи 41 – 50 предусматривают полномочия Совета Безопасности ООН на применение мер, не связанных или связанных с использованием вооруженных сил. В первом случае – это, например, такие меры, как полный или частичный перерыв в экономических отношениях, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных или других средствах со- общения, а также разрыв дипломатических отношений.
Во втором случает речь идет об использовании вооруженных сил ООН. Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного при- менения силы: в целях самообороны и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Обязанность неприменения силы распространяется на все госу- дарства, поскольку необходимость поддержания международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.
3. Принцип нерушимости государственных границ.
Принцип нерушимости государственных границ впервые был сформулирован в Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ.
Принцип нерушимости государственных границ составляет од- ну из важнейших основ безопасности европейских государств. Нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств-участников упомянутых договоров.
Основное содержание принципа нерушимости границ выражается:
- в признании существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом,
- отказе от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем,
- отказе от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности государственных границ.
4. Принцип территориальной целостности государств.
Основное назначение принципа территориальной целостности выражается в защите территории государства от любых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности и политической независимости любого государства.
Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в международных отношениях. Он означает обязанность государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.
Территория государства не должна быть объектом военной оккупации и объектом приобретения другим государством, следовательно, не должны признаваться законными какие-либо территориальные при- обретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения.
Государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны воздержаться от любых действий против территориальной целостности и неприкосновенности, не совместимых с целями и принципами Устава ООН. Например, транзит любых транс- портных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена ‒ нарушение не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, по- скольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. По- скольку их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.
Использование государством своей территории не должно нано- сить ущерб естественным условиям территории другого государства.
5. Принцип мирного разрешения международных споров.
Уставом ООН установлено: «Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».
Общее международное право в процессе своей эволюции прежде лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам раз- решения международных споров, устанавливая юридическую обязан- ность государств использовать такие средства, ограничивая право об- ращаться к войне, но не обязывало их следовать этой процедуре.
В соответствии с современными концепциями международного права государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами.
6. Принцип невмешательства во внутренние дела.
Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Принцип невмешательства в общей форме зафиксирован в Уставе ООН и содержится в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограничении их не- зависимости и суверенитета и др.
Принцип невмешательства во внутренние дела – это обязанность государств не вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства.
Вмешательство – это любые меры государств или международных организаций, препятствующие субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. В результате вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.
Однако если существует угроза миру или акт агрессии, могут быть приняты меры принудительного характера в соответствии с гл. VII Устава ООН.
Ни одно государство не должно организовывать, помогать, раз- жигать подрывную или террористическую деятельность, направлен- ную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве.
7. Принцип всеобщего уважения прав человека.
Принцип всеобщего уважения прав человека наиболее полно от- ражен в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации принципов заключительного акта совещания по безопас- ности и сотрудничеству в Европе и др.
Данный принцип возник относительно недавно – уже после Второй мировой войны. ~ 79 ~ Нормативное содержание принципа включает:
- обязанность государств повышать уровень жизни, способствовать полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития,
- обязанность государств уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, религии.
Цель международного сотрудничества в области соблюдения прав человека ‒ разработка и установление стандартов, которые служат для государства отправной точкой для выработки своего национального законодательства.
Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Отмеченная обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. Апартеид, геноцид, расовая дискриминация и так далее, являются между- народными преступлениями.
8. Принцип самоопределения народов и наций.
Принцип самоопределения народов и наций означает, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать этот принцип.
Формами осуществления права на самоопределение являются:
- создание суверенного и независимого государства,
- свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним,
- установление любого иного политического статуса, свободно определенного народом. Кроме того, в содержание принципа входят и экономические аспекты.
Обязанность государства заключается не только в уважении права нации на самоопределение, но и содействии ему. Также государства обязаны воздержаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Народы вправе испрашивать и получать поддержку, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.
Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным традициям и представлениям. Самоопределение не должно осуществляться в ущерб суверенитету и политическому единству суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов.
Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений.
9. Принцип сотрудничества государств.
Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности ‒ основное положение в систе- ме норм, содержащихся в Уставе ООН.
Так, в соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Принцип сотрудничества означает обязанность государств сотрудничать друг с другом и с ООН и предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН.
Нормативное содержание принципа основывается на обязанностях государств:
- сотрудничать в решении различных международных проблем,
- добросовестно соблюдать нормы международного права.
Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.
10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Данный принцип возник в форме международно-правового обычая на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и много- сторонних международных соглашениях. В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН.
Содержание принципа включает в себя обязанность государства:
- добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН,
- добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права,
- выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом добросовестному исполнению подлежат лишь действительные международные договоры, не противоречащие Уставу ООН.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора». Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т. д.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к между- народным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде все- го нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку ООН «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов», которые в свою очередь приняли на себя обязательства «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Следует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами.