Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в
установленном порядке. Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является НК РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов РФ.
В настоящее время налоговое законодательство выделяет четыре системы налогообложения (специальные налоговые режимы):
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог) гл. 26.1 НК РФ, - упрощенная система налогообложения гл. 26.2 НК РФ,
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности гл. 26.3 НК РФ, - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции гл. 26.4 НК РФ.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) является специальным налоговым режимом, направленным на финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также упрощение налогового администрирования. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ. Налоговый период составляет один календарный год. Применение единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату следующих налогов:
- для организаций: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)),
- для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).
Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога являются доходы,
уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка по ЕСХН 6%.
Упрощенная система налогообложения, действующая с 1 января 2003 г., организациями и
индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения,
предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения
осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке,
предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Упрощенная система налогообложения это специальный налоговый режим, применяемый
организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно наряду с общей системой
налогообложения. Суть этого налогового режима состоит в том, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) вместо ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам деятельности за налоговый период (далее единый налог).
В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и
индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и
применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам
девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн. руб. В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему
налогообложения следующие категории налогоплательщиков:
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства,
- банки,
- страховщики,
- негосударственные пенсионные фонды,
- инвестиционные фонды,
- профессиональные участники рынка ценных бумаг,
- ломбарды,
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых,
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом,
- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований,
- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции,
- организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на единый
сельскохозяйственный налог, - организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%,
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек,
- организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов,
определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб., - казенные и бюджетные учреждения,
- иностранные организации,
- организации и индивидуальные предприниматели с годовой выручкой свыше 60 млн. руб.
В связи с применением упрощенной системы налогообложения от уплаты следующих налогов
освобождаются:
- организации: от налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)),
- индивидуальные предприниматели: от налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).
Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения (по выбору
налогоплательщика) являются:
- доходы,
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Ставка налога при упрощенной системе налогообложения составляет:
- 6% (при выборе объекта налогообложения доходы).
- 15% (при выборе объекта налогообложения доходы минус расходы).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям
представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных
(представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
- оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг,
классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, - оказания ветеринарных услуг,
- оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств,
- оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки
автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок), - оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых
организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, - розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала
не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. Для целей главы 26.3 НК РФ розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется, - розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей
торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, - оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации
общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания. Для целей гл. 26.3 НК РФ оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется, - оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации
общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, - распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций,
- размещения рекламы на транспортных средствах,
- оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и
предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м, - оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест,
расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, - оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков
для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
Величина налога определяется расчетным путем и зависит от физических показателей,
характеризующих определенные виды деятельности, и базовой доходности в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции особая
система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ О соглашениях о разделе продукции (далее Федеральный закон о соглашениях о разделе продукции). Соглашение о разделе продукции выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых, государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции должно отвечать следующим требованиям:
- должно быть заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования
недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п. 2 ст. 4 Федерального закона о соглашениях о разделе продукции, и признания аукциона несостоявшимся, - при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Федерального закона о соглашениях о разделе продукции, доля государства составляет не менее 32% от общего количества произведенной продукции,
- предусматривается увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
В силу ст. 346.36 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при
применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом о соглашениях о разделе продукции.