Муниципальное право как отрасль российского права обладает всеми признаками системности правовых норм.
Под системой права понимают внутреннее строение отрасли права, в которой с учетом регулируемых ею групп общественных отношений, составляющих предмет отрасли права, выделяют комплексы правовых норм, представляющие соответствующие правовые институты.
В.И. Фадеев определяет систему муниципального права как объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
С.Г. Соловьев отмечает, что система муниципальной отрасли права – это внутреннее строение, состоящее из юридических норм, объединенных в институты муниципального права, расположенные в определенной последовательности.
Как справедливо заметил Н.С. Бондарь система муниципального права позволяет раскрыть внутреннюю логику муниципально-правового регулирования, указывает на последовательность, очередность закрепления того или иного круга, сферы муниципальных отношений с учетом их значимости и относительной обособленности.
Изучение научной и учебной литературы по муниципальному праву дает возможность сделать вывод о том, что большинство ученых придерживается точки зрения о необходимости традиционно выделять в муниципальной отрасли права Общую и Особенную часть. Ряд ученых говорят и о Специальной части муниципального права.
Некоторые авторы предлагают относить к общей части, следующие муниципально-правовые институты:
- Правовые основы местного самоуправления.
- Территориальные основы местного самоуправления.
- Организационные основы местного самоуправления.
- Финансово-экономические основы местного самоуправления.
- Гарантии местного самоуправления.
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.
К особенной части отнести правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. К ним, в частности, относятся:
- полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития,
- полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-культурного развития,
- полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности и правопорядка.
Другие ученые предлагают к Общей части относить нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:
- Правовые основы местного самоуправления.
- Территориальные основы местного самоуправления.
- Организационные основы местного самоуправления представляют совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.
- Финансово-экономические основы местного самоуправления. При характеристике финансово-экономических основ местного самоуправления всеми авторами называются такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, особое место занимают местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц. При характеристике ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц следует различать ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.
- Гарантии местного самоуправления.
К Особенной части Е.С. Шугрина относит правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Следует обратить внимание, что на местном уровне могут решаться собственно вопросы местного значения и вопросы государственного значения, переданные или делегированные органам местного самоуправления. Это обстоятельство позволяет ряду авто ров выделять два правовых института «полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного самоуправления» и «государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам местного самоуправления».
В Специальную часть включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях. В этом случае под определенными территориями можно понимать:
- территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие),
- территории отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий),
- территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.
Однако не все ученые являются сторонниками разделения муниципального права на Общую, Особенную и Специальные части.
Так, например, О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие:
- местное самоуправление в системе народовластия,
- территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления,
- предметы ведения и полномочия местного самоуправления,
- гарантии местного самоуправления,
- ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.
С.А. Авакъян в основе системы муниципального права как отрасли права видит его деление на муниципально-правовые институты. Их образуют близкие по объекту и характеру правового регулирования нормы.
Правовой институт в муниципальном праве – это совокупность муниципальных правовых норм, регулирующих однородный круг общественных отношений, которые образуют относительно самостоятельную группу.
Система институтов муниципального права носит сложный, недостаточно упорядоченный характер. Сама природа самоуправленческих (муниципальных) отношений свидетельствует о возможности их отнесения не только к институтам муниципального права. В связи с этим представляется обоснованным характеризовать систему муниципального права как объединяющую наиболее близкие институты в своеобразные комплексы группы институтов, а не просто как перечень институтов (они тем более носят во многом пограничный, взаимопроникающий характер).
К числу таких комплексов муниципальных институтов муниципального права, по мнению С.А. Авакъяна относятся:
- местное самоуправление как форма народовластия, как важнейшее связующее звено между государством и гражданским обществом. В этот комплекс входят институты, раскрывающие права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, раскрывающие основные понятия и термины, такие как местное самоуправление, правовая и территориальная основы, принципы местного самоуправления, вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления,
- комплекс институтов, устанавливающих экономические основы местного самоуправления, в который входят институты муниципальной собственности и муниципального имущества, местных бюджетов, межмуниципального экономического сотрудничества,
- комплекс институтов, связанных с вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления: по решению вопросов местного значения на уровне муниципальных образований, по организации межмуниципального сотрудничества, по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
- комплекс институтов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Нормами данного комплекса устанавливается система органов местного самоуправления, определяется статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица, устанавливается система муниципально-правовых актов и т.д.,
- система институтов, объединяющих нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью. Исходя из субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, устанавливается ответственность перед населением муниципального образования, перед государством, перед физическими и юридическими лицами. В этот же комплекс входит институт временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления,
- комплекс институтов, нормы которых обеспечивают гарантии местного самоуправления. Это институты, определяющие участие и ответственность органов государственной власти федерального уровня и уровня субъекта в области местного самоуправления. К ним можно отнести выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, право на судебную защиту и запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Муниципальные правовые нормы
Норма права является первичным элементом системы той или иной отрасли права.
В теории государства и права под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Исходя из данного понятия, можно определить муниципальные правовые нормы как общеобязательные, формально-определенные правила поведения, установленные и обеспеченные обществом, государственными и муниципальными органами, закрепленные и опубликованные в официальных актах, направленные на регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления путем определения прав и обязанностей их участников.
Итак, в своей совокупности нормы муниципального права, объединенные в муниципальные правовые институты, формируют ее отрасль.
Признаки муниципальных правовых норм:
- Муниципальные правовые нормы устанавливаются компетентными субъектами правотворчества, т.е. населением муниципального образования, государственными органами и должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления.
- Обязательность содержащихся в норме права предписаний для всех субъектов муниципальных правоотношений. Так в Уставе города Оренбурга закрепляется: «Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Оренбурга в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Оренбурга предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления и гражданами».
- Муниципальные правовые нормы являются формально определенными, т.е. правовому содержанию придается официальная форма выражения субъектами муниципального правотворчества.
Формальная определенность муниципальной правовой нормы подчеркивает ее нормативность.
Адаптировав к муниципальной правовой реальности слова С.С. Алексеева «содержание права создается обществом, форма права – государством»1 можно сказать, что содержание муниципальных правовых норм создается населением муниципального образования, а форма – органами и должностными лицами местного самоуправления, которым население делегировало свои полномочия. - Гарантированность муниципальных правовых норм, их обеспеченность принудительной силой полномочными органами и должностными лицами.
Относительно данного признака необходимо пояснить следующее. Специфика гарантированности муниципальных правовых норм заключается в том, что обеспечение их принудительной силой осуществляется как муниципальными органами и должностными лицами, наделенными властными полномочиями, так и органами власти государственными, поскольку каждое муниципальное образование, обладая определенной самостоятельность все же включено во все процессы, происходящие в государстве и не является изолированной от государственно-властных решений. - Направленность нормативного регулирования на правоотношения, возникающие по поводу осуществления местного самоуправления.
Данный признак можно назвать специальным признаком и по сути определяющим назначение муниципальной правовой нормы и формирует критерий, по которому ту или иную норму права можно отнести к муниципальной.
Виды муниципальных правовых норм.
Основания для классификации муниципальных правовых норм могут быть различными.
В зависимости от социального назначения и роли в системе муниципального права нормы делятся на:
- учредительные (нормы-принципы). Учредительную природу, например, имеет Устав муниципального образования,
- регулятивные (нормы – правила поведения), т.е. нормы, которые устанавливают права и обязанности участников муниципальных правоотношений,
- охранительные (нормы – стражи порядка). К ним относятся нормы государственного и муниципального воздействия, применяемые в случае правонарушения, совершенного участником муниципальных правоотношений,
- обеспечительные (нормы-гарантии). К таким нормам можно отнести, например ст. 12 Конституции Российской Федерации, где установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление,
- декларативные (нормы-объявления). К нормам данного порядка относятся провозглашающие цели, принципы, задачи местного самоуправления.
- дефинитивные (нормы-определения) – это такие муниципальные правовые нормы, которые дают определение муниципально-правовым понятиям. Например, ст. 2 «Основные термины и понятия» Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
- коллизионные (нормы-арбитры), устанавливают процедуру выбора и применения конкретных муниципальных правовых норм из нескольких в случае их коллизии,
- оперативные (нормы-инструменты) – это такие нормы, которые устанавливают дату вступления муниципального правового акта в законную силу, дату прекращения его действия и т.п.
В зависимости от характера содержащихся в муниципальных правовых нормах правил поведения деление производится на следующие виды:
- обязывающие – устанавливают обязанности участников муниципальных правоотношений, заключающиеся в совершении определенных юридически значимых действий,
- запрещающие – устанавливают обязанность субъекта муниципальных правоотношений воздержаться от совершения запрещенных действий,
- управомочивающие – предоставляют участникам муниципальных правоотношений права на совершение определенных юридически значимых действий.
По методу правового регулирования муниципальные правовые нормы делятся следующим образом:
- императивные – имеющие сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении,
- диспозитивные – позволяющие участникам муниципальных правовых отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они действуют, пока участники общественных отношений не установили для себя в рамках определенных взаимосвязей иные правила поведения.
В зависимости от сферы или объема регулирующего действия муниципальные правовые нормы подразделяются:
- общие муниципальные юридические нормы (регулируют широкий спектр муниципальных общественных отношений),
- детализирующие муниципальные юридические нормы (регулируют соответствующий вид муниципальных общественных отношений, содержат более детализированные предписания по сравнению с общими муниципальными юридическими нормами, так как полнее учитывают особенности конкретных разновидностей муниципальных общественных отношений),
- исключающие муниципальные юридические нормы (делают изъятия из общих и детализирующих муниципальных юридических норм).
В зависимости от содержания муниципальные правовые нормы подразделяются:
- материальные, которые служат мерой юридических прав и обязанностей их участников,
- процессуальные – определяют порядок деятельности участников муниципальных правоотношений, связанной с реализацией материальных муниципальных правовых норм.
Муниципальные правовые акты можно различать и в зависимости от территориальных пределов их действия :
- локальные, т.е. те, которые действуют лишь в пределах конкретного муниципального образования,
- территориальные – нормы, имеющие юридическое значение для муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации,
- экстерриториальные – действующие на территории всех муниципальных образований, расположенных в территориальных пределах Российской Федерации (например, Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кроме того, муниципальные правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от субъектов, установивших муниципально-правовое предписание: население (муниципального образования и субъекта РФ), государственные органы и должностные лица Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, органы и должностные лица местного самоуправления и т.д.