1.Этапа развития системы
2.Единая система пенсионного обеспечения
3.Реформы социального обеспечения
4.Современный этап
В середине 1980-х гг. в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, произошло снижение размеров пенсий по отношению к прошлой заработной плате, отсутствовал механизм индексации пенсий. Эти и другие обстоятельства обусловили начало нового этапа развития системы социального обеспечения в России.
Был принят Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Наиболее существенные изменения, закрепленные этим законом, состояли в следующем. Была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно полезной деятельности. В нее входили лица, работающие по трудовому договору, члены колхозов и других кооперативных организаций, индивидуальные предприниматели и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию.
Была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного фонда РФ. Кроме того, данный Закон предусматривал повышение уровня пенсий и ликвидацию уравнительного подхода. В соответствии с его принятием был установлен совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий. Многие институты пенсионного обеспечения были значительно усовершенствованы. (Данный Закон утратил силу в связи с принятием Закона о трудовых пенсиях.)
Конституция 1993 г. заложила основу для реформы социального обеспечения. Статьи 38—41 закрепляют права граждан на социальное обеспечение. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. Государственные пенсия и социальные пособия определяются также в законодательном порядке, при этом поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Реализация указанных конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача со-здания пенсионной системы, адекватной новым социально-экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы более 37 млн пенсионеров. К основным проблемам, решить которые, несмотря на предпринимаемые усилия, не удается, относятся низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.
Концепция реформы пенсионной системы в РФ, утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.08.1995 790, предусматривает создание трехуровневой пенсион-ной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия, второй (основной) — трудовая (страховая), а третий — негосударственные пенсии.
Правительственная комиссия утвердила план мероприятий по реализации данной Концепции, в соответствии с которым были приняты федеральные законы от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и от 21.07.1997 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а также от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Помимо реформы пенсионной системы в области социального обеспечения было намечено разработать и принять концепцию социальной защиты пожилых и соответствующую федеральную программу, концепцию по улучшению положения женщин, федеральные целевые программы развития социального обслуживания семьи и детей и др.
Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним менее социально защищенной части населения.