Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет в том числе и надзор за исполнением законов судебными при-

ставами.

Содержание предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами составляет надзор: за исполнением законов судебными приставами, за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами, за законностью решений, принимаемых судебными приставами Полномочия прокурора.

Согласно Закону о прокуратуре РФ надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Наиболее результативным такой надзор стал после вступления в силу Федерального закона «Об исполнительном производстве», с последующими изменениями, внесенными в УПК РФ, поскольку после этого было издано специальное указание Генпрокуратуры России от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

В нем Генеральный прокурор РФ возлагает на своих заместителей, начальников главных управлений и управлений Генпрокуратуры России, прокуроров субъектов РФ, городов,

районов и иных территориальных прокуроров обязанность обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами. Среди них следует выделить следующие ключевые моменты:

1) в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов: законности принимаемых решений,

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина,

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи,

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения,

мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве,

2) при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не

проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения,

3) в целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования, как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

И это далеко не полный перечень требований Генерального прокурора РФ, предъявляемых к нижестоящим прокурорам по надзору за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций. Все эти требования направлены, прежде всего, на обеспечение законных прав физических и юридических лиц на реальное исполнение судебных актов и актов других органов и должностных лиц.

Средства прокурорского реагирования. Следует отметить, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры наделены достаточно обширными полномочиями в этой сфере.

В частности, при выявлении нарушений прокуроры имеют право: принести протест на любое незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в том числе, протест на постановление о наложении ареста на объекты недвижимого имущества, протест на постановление об окончании исполнительного производства.

В ходе прокурорского реагирования на выявленные нарушения по исполнению законов при осуществлении судебными приставами своих функций, прокурор может обратиться и к такой форме как вынесение соответствующих постановлений.

Например, постановление о направлении

материалов проверки в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании и др.

При осуществлении надзора в данной сфере прокурор имеет право в порядке ч. 2 ст. 198 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц.

И, наконец, самой распространенной формой реагирования на выявленные нарушения по исполнению законов при осуществлении судебными приставами своих функций является представление с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-сполнителей к дисциплинарной ответственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: