Принцип законности налогообложения

Принцип законности налогообложения является общеправовым принципом и отображает

конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Но, рассматривая смысл налогообложения, можно заметить, что налогообложение это своего рода ограничение собственности, только данное ограничение является законным. Законность налогообложения закрепляется также в п. 1 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Под законностью также понимается точное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний.

Рассматривая законность как юридическую категорию, следут иметь в виду, что под такой

категорией понимаются правовой принцип, признак права, метод государственного управления, особый режим общественной жизни, результат правового регулирования и т.д.

Рассматривая законность как правовой институт, необходимо отметить два его основных

элемента:

  • сфера правотворчества соблюдение законодателем некоторых базовых идей, положений,

    принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов,
  • сфера реализации права неукоснительное выполнение правовых норм всеми участниками

    правоотношений, включая и государство.

В принципе законности налогообложения присутствуют оба вышеназванных элемента и сфера

правотворчества, и сфера реализации права. Элемент правотворчества связан с установлением,

введением и взиманием налогов и сборов. Элемент реализации права выражает неукоснительное

соблюдение налогоплательщиками и государственными органами, осуществляющими контроль и надзор в области налогообложения, своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. НК РФ развивает закрепленную в ст. 57 Конституции РФ конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Раскрывая понятие законно установленные налоги и сборы, КС РФ неоднократно указывал, что

установить налог или сбор можно только законом, налоги, взимаемые не на основе закона, не могут

считаться законно установленными.

Основные требования к законно установленным налоговым платежам можно выделить следующие:

  • налоги устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления,
  • налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением

    правотворческой процедуры,
  • акты налогового законодательства должны иметь правовой характер,
  • при установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения,
  • акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

В конституциях многих европейских государств, так же как и в законодательстве Российской

Федерации, закреплены аналогичные нормы по обязанности лиц уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В качестве примеров целесообразно привести следующие правовые нормы законодательства

зарубежных стран:

  •  ст. 133 Конституции Испании устанавливает, что изначальное право устанавливать налоги

    принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством издания закона,
  • согласно ч. 1 ст. 78 Конституции Греции ни один налог не может быть введен и не может

    взиматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется налогообложение,
  • ст. 30 Конституции Японии провозглашает: Население подлежит обложению налогами в

    соответствии с законом.

Таким образом, основным критерием принципа законности является его законодательное закрепление. При этом налоговое законодательство Российской Федерации содержит исключение из данного правила, по которому ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. Так, согласно ст. 104 Конституции РФ Правительство РФ наделено правом законодательной инициативы, аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти также на региональном и местном уровнях. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и эти акты федеральным законодателем включены в законодательство о налогах и сборах.

Пример. В соответствии с п. 5 ст. 1 НК РФ Нормативные правовые акты муниципальных

образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом, согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. п. 4, 7 ст. 12 НК РФ.

Принцип законности в налогообложении по своей сути указывает на верховенство закона, т.е.

неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства. Требования

верховенства закона и господства законности подразумевают правовые законы и правовую законность.

Согласно Постановлению КС РФ принцип законного установления обязательных платежей не

ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия. Содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий основным началам законодательства о налогах и сборах.

КС РФ указал, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ применительно к актам органов

государственной власти и органов местного самоуправления о налогах и сборах требование законно

установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение, в частности, требует от соответствующих органов определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ.

Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом

зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Причем элементы налогообложения должны быть определены четко и однозначно, чтобы обеспечить их единообразное толкование и применение.

КС РФ, реализуя принцип законности налогообложения, осуществляет также проверку

конституционности положений НК РФ.

Пример. По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подп. 2 п. 1 ст. 165

Налогового кодекса РФ в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда РФ КС РФ постановил:

Признать абзац пятый подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в части, предусматривающей в качестве необходимого условия подтверждения права налогоплательщика на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, в случае, если выручка от реализации товара (припасов) иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, представление (в числе документов согласно установленному перечню) исключительно договора поручения по оплате за данный товар (припасы), заключенного между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж и тем самым не допускающей возможности представления иных доказательств фактического поступления указанной выручки на счет налогоплательщика, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 57 &lt,1&gt,. Настоящее Постановление является окончательным и не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: