Участие граждан в деятельности по осуществлению правосудия реализуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляется в первую группу выделить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства). Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в отправлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ».
Конституция России в ч. 5 ст. 32 устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». ФКЗ «О судебной системе РФ», УПК РФ и ГПК РФ конкретизируют это общее положение. На основе указанных нормативных актов можно сделать вывод о том, что такое участие осуществляется в судах общей юрисдикции (в том числе и военных судах) при осуществлении правосудия только по уголовным делам в случаях, предусмотренных УПК РФ. При этом граждане в роли присяжных заседателей участвуют по уголовным делам во всех судах общей юрисдикции среднего звена и в Верховном Суде РФ, в военных судах при рассмотрении дела Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в соответствии с ФЗ «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции».
Институт присяжных заседателей был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его упразднили, и первое заседание с участием присяжных заседателей после реставрации этого суда произошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде. В настоящее время фактический удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных заседателей, пока что незначителен.
Присяжных заседателей положено отбирать из числа граждан РФ, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований. Одним из основных правил, соблюдаемых при отборе, является использование таких приёмов, которые обеспечили бы случайность выбора лиц, включаемых в списки кандидатов в присяжные заседатели, а в дальнейшем – в состав коллегий присяжных по конкретным уголовным делам. Во время судебного заседания отбор присяжных заседателей в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных (ст. 326, 328 УПК РФ) осуществляют судьи с участием сторон.
Присяжные заседатели не имеют равных и одинаковых прав с судьёй при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьёй (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности или невиновности подсудимого (ст. 343 УПК РФ). Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или не заслуживает. Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный). При наличии обвинительного вердикта присяжных заседателей судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечёт обязательно вынесение обвинительного приговора. Однако в определении меры наказания осуждённому и решении ряда важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному делу, присяжные заседатели не участвуют, вопросы наказания судья решает единолично. Существенным моментом, характеризующим полномочия присяжных, является и то, что они не должны мотивировать своё решение.
В арбитражных судах принимают участие арбитражные заседатели, которые пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов, что подтверждено в ч. 4 ст. 1 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».
В соответствии с российским законодательством присяжные и арбитражные заседатели вместе с судьями-профессионалами являются носителями судебной власти. Об этом говорится в ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».
К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуществлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущенные законом разновидности и способы их (граждан) участия (частный обвинитель, понятой, свидетель), кроме непосредственного отправления правосудия (в качестве присяжных и арбитражных заседателей).