Принцип самостоятельности судов,независимости судей и заседателей

Независимость судей – важнейший принцип правосудия. Особо необходимо отметить ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

И не случайно данный принцип получил отражение во многих ФКЗ и ФЗ о судебной власти, правосудии и судах:

  • Ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»,
  • Ст. 5, 13, 29 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»,
  • Ст. 5 п. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»,
  • Ст. 6 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»,
  • Ст. 5 ФКЗ «О военных судах РФ»,
  • Ст. 1 ч. 4 Закона «О статусе судей в РФ»,
  • Ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в РФ»,
  • Ст. 81 УПК РФ,
  • Ст. 7 ГПК РФ,
  • Ст. 5 АПК РФ,
  • Ст. 6 КАС РФ.

Корректируя Закон «О статусе судей в РФ» в связи с принятием Конституции РФ, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчётны».

Не менее категорично констатируют самостоятельность и независимость судебной власти ч. 2 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ», п. 4 ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ст. 5 ФКЗ «О военных судах РФ». Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением.

Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд ограждён от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, на которую со всей определённостью указывает ст. 10 Конституции РФ.

В ст. 5 п. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» указано: «Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей».

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость – это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан с мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон «О статусе судей в РФ» указывает:

  • наличие особой процедуры осуществления правосудия,
  • установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия,
  • установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи,
  • право судьи на отставку,
  • систему органов судейского сообщества,
  • предоставление судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу,
  • наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

К числу гарантий, помимо перечисленных, следовало бы отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость. Так, в Конституции РФ в п. «е» ст. 83 указано: «Президент РФ: представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов», об этом же говорится в п. «ж» ст. 102: «К ведению Совета Федерации относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации», в ч. 1 ст. 121 Конституции РФ провозглашено: «Судьи несменяемы», о специальном порядке назначения и их несменяемости указано в ст. 5, 13, 15 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 6, 11, 12 Закона «О статусе судей в РФ».

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК РФ, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении – совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу, присутствие иных лиц не допускается – ч. 1 ст. 298 УПК РФ. В ходе совещания присяжных заседателей старшина голосует последним – ст. 342 УПК РФ. Ограждение суда от проникновения влияния извне ещё не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания – ч. 2 ст. 298 УПК РФ. Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора – ст. 381 УПК РФ.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: