В отличие от многих других юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например, гражданского, административного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определённом смысле этот курс – синтетическая юридическая дисциплина. Базой курса являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, которые, если говорить обобщенно, являются предметом изучения.
Предмет курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счёт введения изучения органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, которые функционировали и ранее, но по различным причинам не изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел, безопасности, оперативно-розыскной деятельности).
До 1917 г. эта дисциплина преподавалась как самостоятельная не во всех юридических учебных заведениях. Часто данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных полномочиях сообщались студентам в рамках других дисциплин – уголовного и гражданского процесса.
Однако такой подход устраивал не всех, и тогда созрело понимание и необходимость выделить данный курс в самостоятельную дисциплину под названием «Судоустройство».
После 1917 г. дисциплина «Судоустройство» получила широкое распространение, и такое наименование в тех условиях являлось вполне оправданным, поскольку существовавшее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламентировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры.
Затем в 50-е гг. был введён курс «Организация суда и прокуратуры в СССР», а в 70-е – курс «Суд и правосудие в СССР».
В 1988 г. в вузах начали изучать курс «Правоохранительные органы в СССР», а с 1992 г. – «Правоохранительные органы». С введением нового названия была подчёркнута необходимость изучения в рамках данной дисциплины не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. И с этим нельзя не согласиться.
Только рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяя предмет изучения, наполняет его конкретным содержанием, позволяет давать более полные знания и готовить специалистов широкого профиля, не исключая в то же время и возможности их специализации.
Расширение предмета данного курса связано, кроме того, с появлением в последние годы правоохранительных органов, которых в советское время, как и в прежней России, не было. Это, прежде всего, Конституционный Суд РФ, а также арбитражные суды (ранее государственный и ведомственный арбитражи находились при органах управления), суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды и мировые судьи), федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, частные детективные и охранные службы.
Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изложено по определённой системе, обеспечивающей последовательное и понятное изложение изучаемой юридической дисциплины.
Система курса состоит из общей и особенной частей. Общая часть включает в себя: основные понятия, предмет и систему курса, источники права, относящиеся к судебной власти и правоохранительным органам, судебную власть, исторический очерк развития судебной власти в России, конституционные принципы осуществления правосудия. Особенная часть включает в себя основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, судов субъектов РФ, органов прокуратуры, государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности, органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности, органов по правовому обеспечению и правовой помощи и негосударственных организаций обеспечения правоохраны.
При определении места рассматриваемого курса среди других юридических дисциплин и некоторых отраслей специальных знаний, которые изучаются на юридических факультетах вузов, необходимо исходить из того, что данный курс, так или иначе, связан с другими учебными дисциплинами.
Курс «Правоохранительные органы» как бы подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала. Как и любая другая правовая дисциплина, курс «Правоохранительные органы» базируется на положениях конституционного права. Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти, а также прокуратуры в РФ. Конституцией России закреплено верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы их деятельность не могла нарушить провозглашённые Конституцией права и свободы человека и гражданина (ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 – 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).«Правоохранительные органы» тесно связаны с такими дисциплинами, как гражданское и уголовное право, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право, семейное, трудовое и административное право.
Правосудие осуществляется в рамках уголовного, гражданского, арбитражного и административного процессов. Именно поэтому отрасли права, регулирующие данные виды деятельности, во многом похожи.
Суды как правоохранительные органы осуществляют уголовно-процессуальную, гражданско-процессуальную и арбитражно-процессуальную деятельность. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которое преподаётся в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.
В рамках учебной дисциплины «Правоохранительные органы» изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, предварительное расследование, и иные правоохранительные органы. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.
Курс «Правоохранительные органы» в определённой степени связан с положениями, изучаемыми международным правом. Этот вывод позволяет сделать норма ст. 15 ч. 4 Конституции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».«Правоохранительные органы» тесно связаны с такими дисциплинами, как «Прокурорский надзор», «Оперативно-розыскная деятельность», «Адвокатура», «Криминология», и другими отраслями права. Кроме того, необходимо отметить взаимодействие данной дисциплины с «Профессиональной этикой», «Социологией», «Психологией», «Педагогикой» и другими отраслями специальных знаний.