Согласно ст.23 Закона о прокуратуре РФ прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
В то же время ст.22 Закона о прокуратуре РФ предусматривает возможность обращения прокурора в суд (арбитражный суд) в целях признания правового акта противоречащим закону вместо принесения протеста, что согласуется и с приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 01.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Тем самым Закон о прокуратуре РФ оставляет на усмотрение прокуроров решение вопроса о том, какой формой реагирования на выявленные несоответствующие закону правовые акты ему следует воспользоваться: либо принести протест, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд с заявлением.
Протест приносится в письменной форме и подписывается руководством прокуратуры (прокурором либо его заместителем). В протесте указывается должность подписавшего его лица, время и место его составления, какой правовой акт прокурор требует отменить и по каким основаниям, какому закону он противоречит, в целом или только в части каких-либо положений.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на бли-жайшем заседании.
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора Представление прокурора об устранении нарушений закона, в соответствии с ч.1 ст.24 Закона о прокуратуре РФ, вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление, также как и протест, вносится в письменной форме. В нем указывается должность подписавшего его лица, место и время составления, кому оно адресовано, характер установленных в ходе проверки нарушений, их последствия, фактические данные, подтверждающие наличие нарушений, требование безотлагательного рассмотрения.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ, Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ, то есть право принесения прокурором представления на данный случай не распространяется.
Постановление Согласно ст.25 Закона о прокуратуре РФ прокурор, исходя из характера выявленных нарушений закона должностным лицом, в рамках предоставленных ему полномочий наделен правом вынесения мотивированного постановления о возбуждении производства об административном правонарушении
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ)
В соответствии с п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор в случае выявления в ходе обще-надзорной проверки нарушений уголовного законодательства, наделен правом также вынесения мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.
По материалам, поступившим с постановлением прокурора, следователь или дознаватель принимают решение в соответствии со ст.145 УПК РФ, а прокурор осуществляет надзор за законностью этого решения.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В случае неисполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову, согласно Закону о прокуратуре РФ прокурор также наделен правом вынесения постановления о возбуждении административного производства в порядке ст.17.7 КоАП РФ.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В соответствии со ст.25.1 Закона о прокуратуре РФ в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Предостережение о недопустимости нарушения закона оформляется в письменной форме и подписывается прокурором или его заместителем.
В предостережении указывается должность подписавшего его лица, время и место его составления, какими сведениями о готовящихся противоправных деяниях должностного лица располагает прокурор и, в случае не прекращения этой деятельности, к какой ответственности это должностное лицо может быть привлечено.
Таким образом, из смысла положений ст.25.1 Закона о прокуратуре РФ следует, что предостережение прокурора должно содержать указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предупреждается должностное лицо.
Более того, необходимо иметь в виду, что в данной норме речь идет о двух категориях нарушителей закона. Во-первых, о должностных лицах, которые подпадают под перечень лиц, указанных в Примечании к ст.285 УК РФ.
Во-вторых, о руководителях общественных (религиозных) объединений и иных лицах, но только при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Резюмируя изложенное по актам прокурорского реагирования, следует отметить, что Закон о прокуратуре РФ в каждом случае использования указанных выше актов прокурорского надзора обязывает соответствующего субъекта, получившего такой акт, лишь к обязательному его рассмотрению и направлению прокурору письменного сообщения о результатах рассмотрения.
Подчас такое положение Закона толкуется должностными лицами как лишь своевременное рассмотрение акта прокурорского надзора и предоставление письменного сообщения, но никак не устранение выявленных нарушений закона.
Указанное обстоятельство может быть в том случае, когда изложенные в акте прокурорского надзора факты не убедительны, более того являются незначительными и не существенными.
Следовательно, любой акт прокурорского реагирования, по мнению Е.Р. Ергашева, должен быть убедительным, что и является, прежде всего, его характерным признаком, и достигается это при помощи юридического и фактического аргументирования. Мысли, идеи прокурора должны быть неопровержимы для субъекта.
Необходимо отметить и еще одно характерное свойство актов прокурорского реагирования, являющееся последствием принципа ограниченности прокурорской власти при осуществлении прокуратурой надзора за исполнением законов.
В случае неисполнения субъектом законных требований прокурора, изложенных в актах прокурорского реагирования, прокурор должен обратиться в суд с заявлением об удовлетворении его требований и привлечении субъекта, отказавшегося удовлетворить законные требования прокурора, к предусмотренной законом ответственности.
Таким образом, действующее законодательство, регламентируя в конкретных правовых предписаниях деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов (общего надзора), в то же время ограничивает ее полномочия в сфере реагирования на выявленные правонарушения, что свидетельствует об ограниченности прокурорской власти и опосредованности ее властных полномочий.
Однако, данное принципиальное положение, характеризующее сущность и специфику прокурорского надзора за исполнением законов (общего надзора), неприемлемо для других направлений деятельности органов прокуратуры.