Во всем мире страхование является стратегическим сектором экономики. Объем резервов и сроки, на которые размещаются средства страховых резервов, превращают страховые компании в крупных инвесторов. Страхование, призванное защищать имущественные интересы граждан, организаций и государства, является необходимым и важнейшим элементом системы рыночных отношений.
Предоставляя гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов при причинении ущерба в результате непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, страхование влияет на укрепление и стабильность финансов государства.
В связи с этим государство заинтересовано в страховании как в механизме поддержания надлежащего уровня общественного воспроизводства и возможности покрытия непредвиденных затрат и убытков предприятий, предпринимателей и отдельных граждан без участия государственных ресурсов и привлечения государственного бюджета.
Об объеме страхового рынка России можно судить по статистическим данным. По состоянию на 8 июня 2012 г. в едином государственном реестре субъектов страхового дела зарегистрированы 556 страховщиков, из них 549 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования. Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2011 г. составила соответственно 1270,92 и 890,37 млрд руб. (121,5% и 115,1% по сравнению с 2010 г.)2.
Ученые-финансисты рассматривают страхование как самостоятельную экономическую категорию (как деньги, финансы, кредит), которая про- является через присущие только ей функции и на сегодняшний день реализует их через сформировавшуюся систему со своими элементами, механизмом. Страхование как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
Правовое понятие страхования дается в Законе об организации страхового дела (п. 1 ст. 2). Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Финансовые правоотношения в сфере страхования возникают при формировании, перераспределении и использовании денежных средств страховых резервов, при оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств государства за счет страховых ресурсов, при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, при формировании, перераспределении и использовании денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, при предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, при финансировании из бюджета государственных программ в сфере социального страхования и т.д.
Сущность страхования в полной мере проявляется в его функциях. Следует выделить пять основных функций страхования:
- предупредительную (страхование позволяет проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение наступления возможного ущерба за счет фонда предупредительных мероприятий, а также стимулирует страхователей предпринимать меры, направленные на снижение вероятности наступления страховых случаев),
- восстановительную (защитную) (заключается в том, что при наступлении страхового случая осуществляется страховая выплата, за счет которой происходит полное или частичное возмещение ущерба),
- сберегательно-накопительную (направлена на сохранение страховых взносов в течение длительного времени),
- контрольную (поскольку страховые взносы имеют целевое назначение, они могут направляться страховщиками только на строго определенные цели с соблюдением порядка, установленного законодательством и правилами страхования),
- инвестиционную (направлена на получение дополнительного дохода путем размещения средств страховых резервов).
Можно выделить четыре исторически сложившихся типа страхования: самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование, включая перестрахование, и социальное страхование. Исторически первым способом защиты от случайностей было самострахование. Оно реализуется в форме создания запасов (пищи, воды, одежды, денег и т.п.). С появлением страхования самострахование не исчезло и продолжает существовать и на уровне отдельной семьи, и на уровне предприятия, и на уровне государства.
Примером самострахования на уровне государства является включение в состав бюджетов бюджетной системы РФ резервных фондов, Фонда национального благосостояния — в состав федерального бюджета.
Так, в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций): резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.
В соответствии со ст. 81 БК РФ средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
В составе федерального бюджета помимо Резервного фонда формируется Фонд национального благосостояния, который представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР (ст. 96.10 БК РФ).
Появление взаимного страхования было вызвано необходимостью распределения возможных убытков, которая явилась следствием развития общественных отношений и углублением разделения труда. Формирование страхового фонда, выражающегося в обязательствах возмещать убытки в порядке последующего их распределения между членами определенных страховых соглашений, являлось древнейшей формой страхования, для которой характерно отсутствие регулярности вносимых в общую кассу платежей.
В дальнейшем страхование приобретает более совершенную форму: оно строится на основе регулярных платежей, которые приводят к аккумуляции (накоплению) денежных средств и созданию страхового фонда.
Первичные формы страхования получили правовую регламентацию уже в Законах вавилонского царя Хаммурапи, которые регулировали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы совместно нести убытки, возникшие у кого-либо из них в пути от нападения разбойников, краж и прочего ущерба.
В Древней Индии и в Древнем Египте в среде ремесленников и торговцев существовали профессионально-корпоративные организации, в задачи которых входило оказание материальной помощи при наступлении несчастных случаев и смерти их членов. Фактически указанные организации являлись кассами взаимопомощи.
Весьма интересными являются первые упоминания о страховании в древнерусских источниках права. Так, «Русская Правда»1 (ст. 6, со- держала положения, которые можно рассматривать в качестве особого вида страхования гражданской ответственности за причинение смерти:
«Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый.
Ели же убит простой человек, то округа платит 40 гривен… Если убийство совершено не умышленно, а в ссоре или на пиру при людях, то убийца выплачивает виру (денежный штраф) также с помощью округи. Если кто от- кажется от участия в уплате дикой (подушной) виры, тому округа не помогает в уплате за него самого, и он сам за себя тогда платит».
В гл. 72 «Стоглава» («Об искуплении пленных») предусматривались три способа выкупа из плена за счет средств царской казны с последующим возмещением затраченных средств путем ежегодной раскладки среди населения. Со временем последующее возмещение было заменено регулярными платежами, образующими специальный фонд выкупа пленных.
Указанные отчисления можно рассматривать в качестве налоговых платежей, но при этом им присущи все элементы государственного обязательного страхования (обязательные ежегодные платежи, образующие специальный фонд и курирующий их государственный орган — Посольский приказ).
Во времена царствования Екатерины II уже появляются нормы, не- посредственно регулирующие отдельные виды страхования: морского, от огня, ипотечного. В 1786 г. при государственном банке была создана Страховая экспедиция, в обязанности которой вменялось проведение страхования строений и имущества от огня. В это же время устанавливаются ограничения на страхование в иностранных компаниях.
В XIХ в. страхование стали осуществлять разнообразные по форме частные страховые компании. Ведущее место среди них занимали акционерные страховые общества, как российские, так и иностранные. Получило развитие взаимное страхование.
14 октября 1827 г. было создано «Первое российское страховое от огня общество». Его объявленный капитал составлял 10 млн руб. От российского правительства оно получило 20-летнюю монополию на страхование в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе, а также нескольких губерниях и, кроме того, было освобождено от всех видов налогов, за исключением страховой пошлины.
В 1835 г. было создано «Второе российское страховое от огня общество», в 1846 г. — общество «Саламандра». В сфере личного страхования в 1835 г. создано «Российское общество страхования капиталов и доходов», которое впоследствии получило название «Жизнь». После реформы 1861 г. в России началось бурное развитие акционерного страхования: к 1913 г. русские страховые общества владели уже значительными капиталами, их активы составляли 374 млн руб.
Дальнейшее развитие страхового дела в России было связано с изменениями всей системы общественных отношений, которые последовали после Октябрьской революции 1917 г. Была провозглашена национализация страхового дела и создана система государственного страхования.
Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. был учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлял Комиссариат по делам страхования.
28 ноября 1918 г. был принят Декрет СНК РСФСР «Об организации страхового дела в Российской Республике», объявивший «страхование во всех его видах и формах» государственной монополией. Руководство имущественным страхованием было передано Пожарно-страховому отделу при Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ), проведение операций по страхованию жизни — сберегательным кассам.
В 1921 г. была провозглашена новая экономическая политика (нэп), и 6 октября 1921 г. Декретом СНК РСФСР «О государственном имущественном страховании» положено начало созданию системы государственного страхования — Госстраха. Были созданы Главное управление страхования в составе Народного комиссариата финансов и местные страховые органы в виде подотделов финансовых отделов.
Декрет СНК РСФСР от 6 июля 1922 г. «О государственном страховании» предоставил Госстраху право осуществлять добровольное страхование жизни и здоровья людей.
Окончательно организационные и экономические основы государственного страхования были определены в 1925 г., когда ЦИК и СНК СССР 18 сентября утвердили Положение о государственном страховании Союза Советских Социалистических Республик.
До 1958 г. система Госстраха была жестко централизованной в масштабе СССР. С 1958 г. часть системы Госстраха передается в ведение министерств финансов союзных республик. А в 1947 г. из состава Госстраха выделилось Управление иностранного страхования (Ингосстрах) как самостоятельная хозрасчетная организация.
Кардинальные изменения в развитии страхового дела в России связаны с принятием Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР». В стране появилось частное страхование: начали активно создаваться страховые кооперативы, малые предприятия, а затем и акционерные страховые компании.
Легкость регистрации страховых компаний, отсутствие серьезных требований к организации деятельности и обеспечению финансовой устойчивости отразились на их надежности, что, в свою очередь, подорвало доверие населения к страхованию в целом. Негативное влияние на уровень развития страхования в России оказали также длительный спад производства и недостаточный уровень его развития, высокие темпы инфляции, низкий уровень доходов населения, неразвитость финансового рынка, состояние национальной денежной си- стемы и т.д.1
Страхование стремительно развивается и требует более пристального внимания со стороны государства. С принятием в 1992 г. Закона РФ «О страховании»2 начинается новый этап в развитии страхования в России. Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 № 1139 были одобрены «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998—2000 годах». Указанный документ достаточно четко определил факторы, отрицательно сказывающиеся на развитии страхования в Российской Федерации. К их числу были отнесены:
- отсутствие: стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов,
надежного механизма государственного контроля за выполнением страховыми организациями принятых обязательств, системы адекватной оценки надежности и финансовой устойчивости страховых организаций, - невысокие финансовые возможности национальных страховых компаний по покрытию крупных убытков в связи с недостаточным размером собственных средств,
- неналаженность информационно-аналитической работы в сфере страхования,
- бессистемное и запоздалое принятие правовых актов, регулирующих страховую
- трудности с обеспечением профессионально-подготовленными кадрами, отвечающими современным требованиям ведения страховых операций.