Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве началось еще в эпоху существования Советского Союза. При этом условия для создания крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также фермерских хозяйств) были заложены в таких нормативных актах, как Основы законодательства Союза ССР «Об аренде»1989 г., Основы законодательства «О земле» 1990г. и Закон СССР «О собственности».
В числе норм, определявших правовое положение фермерских хозяйств, также следует назвать, законы, указы Президента и постановления Правительства, регулировавшие приватизацию земель сельскохозяйственного назначения и реорганизацию сельскохозяйственных предприятий.
В их числе Указы Президента РФ: № 323 от 27.12.91 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», № 1767 от 27.10.93 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», № 337 от 07.03.96 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», Постановления Правительства России: № 86 от 29.12.91 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», № 708 от 04.09.92 г.
«О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», № 96 от 01.02.95 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», № 874 от 27.07.94 г. «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области».
Практически каждый из указанных документов предусматривал право граждан на образование фермерского хозяйства и получение земли и имущества колхоза или совхоза.
Существенное место в нормативно-правовом регулировании организации и деятельности фермерских хозяйств занимает Конституция Российской Федерации, являющаяся нормативным актом, обладающим высшей юридической силой. Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Конституция провозглашает и гарантирует гражданам и их объединениям свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, разновидностью которой является ведение фермерского хозяйства (ст. 34).
Конституция РФ также гарантирует и охраняет частную собственность на землю, включая реализацию правомочий владения, пользования и распоряжения (ст. 9).
Многие нормативные правовые акты, заложившие основы земельной и аграрной реформы, имели существенные недостатки. Так, закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»был справедливо подвергнут критике на страницах юридической литературы.
В качестве недостатков, прежде всего, называли излишнюю императивность норм и противоречивость статуса фермерского хозяйства – юридического лица, не обладающего правами на имущество хозяйства.
При этом отмечалось, что совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность крестьянских хозяйств, должно осуществляться одновременно с развитием аграрного законодательства, законодательства о земельной реформе.
Важным этапом в развитии правовой основы организации и деятельности фермерских хозяйств стало принятие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 10 января 1995 года.
Ст. 23 ГК РФ предусматривает, что глава фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако столь серьезные нововведения не получили дальнейшего развития, а нормы о фермерском хозяйстве в ГК РФ ограничиваются несколькими статьями.
Ограниченность ГК РФ несколькими статьями вызвала заслуженную критику со стороны ученых, суть которой сводилась к необходимости принятия нового закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако это было сделано лишь в 2003г.
В связи с принятием Нового закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003г. возник вопрос о правовом положении фермерских хозяйств, образованных в соответствии с законом РСФСР 1990г. В данном случае необходимо обратить внимание на ст. 23 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003г., где четко говорится, что хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г., вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 г.
Наряду с гражданским, земельным и трудовым правом нормы о фермерском хозяйстве включают положения налогового, административного и экологического законодательства.
В литературе неоднократно подчеркивалось, что отличительной особенностью фермерского хозяйства должен стать его семейный характер.
Следует напомнить, что Закон РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускал образование, как семейных фермерских хозяйств, так и хозяйств, члены которых не связанны родственными связями. Закон РФ 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003г. эта норма претерпела существенные изменения, согласно которым хозяйство может быть создано гражданами, связанными родством или свойством (п. 1 ст. 1).
Семейный характер фермерского хозяйства получил дальнейшее развитие и конкретизацию в ст. 3 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003г., где сказано, что членами хозяйства вправе выступать супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.
Членами КФХ могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой хозяйства.
Максимальное число таких граждан не должно превышать пяти. Отсюда следует, что закон, хотя и со значительными ограничениями, но допускает создание партнерских хозяйств, то есть хозяйств, образованных не родственниками. Это возможно при образовании КФХ одним гражданином, после чего в хозяйство принимается граждане, не являющиеся родственниками главы.
С нормами о личном участии членов КФХ в его хозяйственной деятельности связан вопрос о том, должны ли граждане, ведущие хозяйство, иметь специальное образование. Согласно закону РСФСР 1990г.
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к будущим фермерам предъявлялись требования о наличии опыта работы в аграрной сфере и сельскохозяйственной квалификации. Все это должно подтверждаться документами о трудовой деятельности, прохождении специальной подготовки и курса обучения (ст. 4).
С принятием закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003г. нормы об обязательной квалификации утратили силу, что было положительно воспринято некоторыми учеными.
Другие авторы говорили, что требования к профессиональной квалификации фермеров продолжают действовать и должны применяться к гражданам, намеривающимся получить земельный участок для ведения КФХ.
Последний вывод является спорным и не основывается на законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Земельном кодексе РФ.
Наряду с необходимостью лично участвовать в хозяйственной деятельности и обладать соответствующими квалификационными характеристиками, законодательство РФ предусматривало положения, связывающие право на образование фермерского хозяйства с проживанием на определенной территории.
Так, закон РСФСР 1990г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 4) и Земельный кодекс РСФСР (ст. 58) наделяли граждан, проживающих в данной местности преимущественным правом на получение земельного участка для ведения хозяйства. Данные положения утратили силу с момента принятия ЗК РФ 2001г. и закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003г.
В целом эти изменения следует оценить положительно, так как свобода местожительства является одним из основных конституционных прав человека, которое гласит, что гражданин имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и проживания (ст. 27). Эти положения получили развития во многих нормативных правовых актах, включая Гражданский кодекс, где указанное право называется основным нематериальным благом (ст. 150).
При этом подчеркивается, что наряду с гражданами товары, услуги и финансовые средства также свободно перемещаются на всей территории государства (п. 3 ст. 1 ГК РФ). В качестве специальной нормы можно назвать закон РФ от 25 июня 1993г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подробно регулирующий рассматриваемые вопросы.
По общему правилу фермерское хозяйство является коллективным субъектом, но в отличие от юридических лиц, участниками хозяйства могут выступать лишь граждане, т.е. физические лица.
Дополнительной характеристикой фермерского хозяйства является то, что оно представляет собой субъект предпринимательской деятельности, ведущего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на свой страх и риск.
На основании изложенного можно выделить следующие основные юридические признаки фермерского хозяйства: 1) коллективный субъект, имущество которого принадлежит членам хозяйства, 2) семейный характер учредительства, 3) обязанность членов лично участвовать в хозяйственной деятельности, 4) запрет для юридических лиц выступать учредителями хозяйства.