Фундаментальные правовые принципы функционирования банковской системы России определяются Конституцией РФ. В едином экономическом пространстве Конституция РФ определяет функции ЦБ РФ (ст. 75 Конституции РФ).
Конституция РФ оказывает влияние на все сферы общественных отношений, в том числе регламентирует деятельность Банка России, определяет базисные правовые основы деятельности банков, а также устанавливает ограничения этой деятельности. Указанные нормы «образуют конституционные основы банковской деятельности».
К нормам Конституции РФ, регулирующим банковскую деятельность, можно отнести нормы, содержащиеся в п. «ж», «з» ст. 71, ст. 74, 75, п. «г» ст. 83, п. «г» ч. 1 ст. 103, ч. 3 ст. 104, п. «в» ст. 106, п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.
Наличие указанных конституционных норм, их содержательная составляющая в Конституции РФ определяет «формирование единого, основанного на конституционных правовых нормах механизма государственного регулирования отношений в сфере денег и кредита».
Банковская система представляет собой одну из важнейших составляющих финансовой системы государства и не может исключаться из процесса глобальной экономической интеграции. Вследствие этого объективно возрастает роль международно-правовых актов, регулирующих финансовую устойчивость национальной банковской системы.
Среди правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, необходимо также выделить общие законы, нормы которых опосредованно регулируют финансовую устойчивость банковской системы: ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, Федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О валютном регулировании и валютном контроле» и другие правовые акты.
Важнейшее значение для регулирования банковской деятельности имеют специальные федеральные законы — «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Особое значение для деятельности банков (в том числе по поводу правового регулирования их финансовой устойчивости) имеют нормативные акты Банка России, издаваемые в следующих формах: указания Банка России, положения Банка России и инструкции Банка России.
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров ЦБ РФ. Указанные акты должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Обратной силы нормативные акты Банка России не имеют.
Нормотворчество Банка России играет решающую роль в правовом регулировании банковской деятельности. Она подчеркивает не просто значение права в регулировании финансовой устойчивости банковской си- стемы, но и отражает принцип публичности в регулировании общественных отношений по поводу банковской деятельности в связи с достижением банками уровня финансовой устойчивости, соответствующего интересам и общества, и государства. Подчеркнем, что именно Банк России действует от имени государства в связи с необходимостью обеспечения публичных государственных интересов.
Рассматривая нормативно-правовую основу регламентации финансовой устойчивости банковской системы и составляющих ее элементов, нельзя не учитывать и акты Конституционного Суда РФ.
В пределах своих полномочий Конституционный Суд РФ принимает обязательные для исполнения неограниченного круга лиц решения по вопросам правового регулирования широкого круга общественных отношений. Позиция Конституционного Суда РФ по вопросам, связанным с функционированием банковской системы, безусловно, учитывается органами государственной власти РФ и Банком России.
Довольно активную деятельность по имплементации документов Базельского комитета по банковскому надзору в отечественную правовую систему осуществляют в настоящее время российские банковские ассоциации.
Рассматривая особенности правового регулирования финансовой устойчивости национальной банковской системы, нельзя не учитывать процессы глобальной экономической интеграции, затрагивающие не только интересы государства в целом, но и национальную банковскую систему, деятельность каждого отдельного банка.
Банковский сектор экономики — один из важнейших составляющих в сфере экономики государства, он не может исключаться из процесса глобальной экономической интеграции. При этом взаимосвязь национальных экономик, развитие международных экономических отношений являются составной частью процесса глобализации мировых финансовых рынков. Учитывая изложенное, несомненно, велика стимулирующая роль между- народного права (прежде всего, международных норм, рекомендуемых Базельским комитетом по банковскому надзору) в развитие норм национального права, регулирующих финансовую устойчивость банковской системы.
Указанные международные нормы усиливают значение правового обеспечения регулирования рисков, изначально присущих финансовым операциям, наступление которых на порядки увеличивает экономические потери для банков в связи со «стиранием» в условиях глобализации не только экономических барьеров, но и границ национальных юрисдикций.