Особую роль играет независимый финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и аудиторами. Аудит носит публичный характер, в связи с чем входит в систему отраслей финансового контроля и формирует правовую среду для функционирования механизма управления в целом.
Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления (ч. 5 ст.
1). Аудит имеет важное значение для выполнения социально значимых задач государства в целом. От достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, реальность планирования и прогнозирования экономики. В то же время и хозяйствующие субъекты должны быть заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по своей финансово-хозяйствен- ной деятельности, в легализации той или иной финансовой сделки.
Аудиторская деятельность и профессия аудитора появились в со- временной России сравнительно недавно, с переходом к рыночной экономике.
Формирование правовой базы российского аудита началось с Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Большую роль в становлении правового института аудита сыграл Федеральный за- кон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»3. Происходящие в последующие годы преобразования и реформы предопределили необходимость модернизации законодательства в этой сфере, в связи с чем был принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Данный закон ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита: изменились законодательные подходы к основополагающим категориям исследуемого правового института — аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам, были скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Кроме того, новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование.
В соответствии с рассматриваемым Законом аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. К ним относятся:
- обзорные проверки,
- согласованные процедуры,
- компиляция финансовой информации.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
- постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование,
- налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций,
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование,
- управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией,
- юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления,
- автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий,
- оценочную деятельность,
- разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес- планов,
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях,
- обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью (ч. 7 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).
Аудит проводится индивидуальным аудитором или аудиторской организацией.
Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Аудит делится:
- на обязательный,
- инициативный.
Статья 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» устанавливает случаи проведения обязательного аудита, а также ряд требований к его проведению.
Перечень организаций, обязанных проводить аудит, при- веден в табл. 4.1. Во всех остальных случаях аудит проводится по решению хозяйствующего субъекта.
Публичный характер аудиторской деятельности, предопределяемый государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля, сочетаются с гарантией независимости аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Гарантией качества аудиторской деятельности является обязательная аттестация аудиторов и получение ими квалификационных аттестатов (ст. 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»), а также проведение контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (ст. 10 того же Закона).
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторская организация, аудитор обязаны:
- проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию,
- участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией ауди- торов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
Кроме того, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 рассматриваемого Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
Аудиторская проверка завершается составлением аудиторского заключения, представляющего собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального за- кона «Об аудиторской деятельности»).
Подписание аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным, влечет аннулирование квалификационного аттестата аудитора, а в случае если такое действие подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ, — при- влечение к уголовной ответственности.