Правовые категории лиц в зависимости от статуса свободы

Рабы. Римское общество делилось на свободных и рабов. Свободным считался всякий, кто:

  • рождался от свободных родителей,
  • рождался от свободной матери и неизвестного отца,
  • рождался от матери, зачавшей ребенка рабыней, но уже беременной ставшей свободной.

Свободные были субъектами, а рабы – объектами права. По своему правовому положению рабы приравнивались к вещам. По мнению Варрона (I в. до н. э.) все орудия труда могли быть отнесены к одной из трех групп:

  • неодушевленные,
  • одушевленные и издающие нечленораздельные звуки (скот),
  • одушевленные и наделенные речью (рабы).

Основаниями возникновения рабства являлись:

  • плен, то есть захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал,
  • рождение от матери-рабыни. Заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери,
  • человек, родившийся свободным, мог при известных обстоятельствах быть обращен в рабство. Например, в древнейшие времена допускалась продажа римского гражданина в рабство за границу (обкраденный мог продать вора). По древнеримским воззрениям свободный человек не мог быть рабом на территории своего отечества,
  • совершение тяжких преступлений, лица, совершившие тяжкие преступления и приговоренные к смертной казни или к пожизненным каторжным работам на рудниках, оказывались рабами государства,
  • связь свободной женщины с рабом. В 52 г. н. э. императором был издан эдикт, в силу которого свободная женщина, вступившая в связь с рабом и не прервавшая ее, несмотря на требования господина, становилась рабыней,
  • фиктивная продажа себя как раба, рабом признавался тот, кто фиктивно продавал себя как раба с целью получения части покупной цены, после того как подтверждалось его свободное состояние.

Основным определяющим принципом правового положения рабов был принцип «рабы – вещи». Это исключало всякую их возможность пользования какими-либо публичными правами. Не несли они и публичных обязанностей, таких, например, как служба в римских войсках, освобождались от уплаты налогов.

Говоря о рабах, как о вещах, нужно иметь в виду, что раб являлся своеобразной вещью, наделенной разумом и волей. Поэтому невозможно было безоговорочно применять к рабам правовые нормы о материальных вещах, и ряд особых норм в совокупности составили то, что в римском частном праве называлось личным и имущественным положением рабов.

Что же представляло собой личное и имущественное положение рабов?

В раннем Риме правовое положение рабов вытекало из наличия так называемого патриархального рабства, не являющегося прямой основой производства. Раб на правах младшего члена включался в состав патриархальной семьи. Вместе с другими членами семьи он участвовал в общих трапезах. Религия освящала власть домовладыки над рабом. Однако эта власть ограничивалась рамками обычаев и религиозных традиций, убийство раба считалось нечестивым делом. За причинения увечья рабу, как и за нанесение телесных повреждений свободному, полагался штраф, разница была только в его размере.

Раб был обязан выполнять волю господина. Надо отметить тот факт, что за рабом признавалась некоторая, хотя и ограниченная правоспособность. Если раб с ведома господина совершал мошенничество или какое-либо другое правонарушение, то иск вчинялся рабу, а не господину. Господин мог отдать раба в наем, заложить, продать. Власть домовладыки над рабом была пожизненной.

Отказ господина от своих прав не делал раба свободным. Одно лишь изменялось в положении раба: до отказа он был рабом какого-то господина, а после отказа был «ничейным». Его как брошенную вещь могло присвоить любое лицо. Раб был абсолютной и безусловной личной собственностью господина, который распоряжался его судьбой и жизнью. По закону Аквилия (III в. до н. э.) убийство чужого раба, как и убийство четвероногого, влекло за собой уплату их собственнику наибольшей для текущ его года стоимости раба или четвероногого, а также возмещение других возможных убытков.

Поскольку труд рабов в наиболее неприкрытой форме основывался на принуждении, то это предполагало применение к рабам системы мер устрашения и наказания. Например, в 10 г. н. э. при Августе был принят сенатусконсульт, согласно которому все рабы, находившиеся в момент убийства господина на расстоянии окрика и не пришедшие к нему на помощь, подвергались пытке и казни.

В период империи был принят ряд законов, которые ограничили права господина на личность раба. Например, в середине I в. н. э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, если его покинул в старости или в случае болезни. Во II в. н. э. была установлена уголовная ответственность за убийство, как своего раба, так и чужого. Однако все эти законодательные меры являлись не столько действительными средствами как-то смягчить рабство, сколько свидетельством силы этого зла. Ведь именно в период империи эксплуатация рабов была безудержно жестокой.

В кодексах Феодосия и Юстиниана содержалось около 500 постановлений о рабах. В связи с обострением классовых противоречий к ним применялись самые бесчеловечные меры подавления. Например, рабу, пытавшемуся бежать к варварам, отрезали ногу и ссылали на рудник. Раб, которого обвиняли в «оскорблении величества», подлежал повешению. При императоре Константине появились многочисленные рабские ошейники с указанием адреса, по которому надлежало вернуть беглого раба. За предоставление беглому рабу убежища с виновного взимался штраф, равный стоимости беглого раба.

Борьба с выступлениями рабов велась не только средствами подавления, но и делались и частичные уступки. В IV–VI вв. н. э. рабы получили право самостоятельно выступать на суде по делам о свободе. Поскольку рабы являлись не субъектами, а объектами прав, они не имели имущества. Если вещь находилась в обладании раба, независимо от того, как она к нему попала, с точки зрения права этой вещью обладал господин.

В силу того, что раб был наделен сознательной волей и был способен служить интересам господина путем проявления этой воли, за рабом была признана способность вступать в имущественные отношения, создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин имел право предъявлять иски из таких сделок, как если бы совершил их сам.

Совсем по-иному обстояло дело с обязательствами из таких сделок. Обязательства из совершенных рабом сделок для господина не возникали.

Однако гражданский оборот был заинтересован не только в признании ответственности раба по заключенным им договорам, но и в установлении ответственности по этим договорам господина. Дело в том, что господин обладал более большими средствами, чем раб, если даже раб был освобожден из рабства. И претор в связи с этим выработал ряд исков к господину. Сущность и структура таких исков непосредственно вытекали из жизненной и деловой обстановки, чаще всего обуславливавшей заключение рабом более крупных договоров.

Договоры, заключенные рабом в ходе исполнения хозяйственных заданий господина, стали признаваться основаниями преторских исков к господину. Такими исками являлись:

  • если договор был совершен рабом, управляющим предприятием господина (инститор-приказчик),
  • если договор был совершен рабом-капитаном, принадлежащего господину корабля (раб-капитан назывался магистр-навис),
  • если совершению договора предшествует обращение господина к контрагенту раба, например, просит господин дать взаймы рабу, если тот обратится за займом,
  • если на основании договора, совершенного рабом, какая-нибудь вещь поступала в имущество господина.

По первым трем искам господин отвечал полностью, по последнему в пределах сумм, поступивших в его имущество на основании договора, заключенного рабом.

С течение времени сфера хозяйственной самостоятельности раба стала расширяться. Господин мог выделить рабу, например, земельный участок, скот и даже рабов, тем самым предоставив ему самостоятельно вести хозяйственную деятельность, лишь внося господину определенную часть доходов. Такое обособленное имущество принадлежало господину, фактически раб свободно располагал этим имуществом. В римском праве такое имущество называлось пекулий.

Постепенно права рабов-владельцев пекулия расширялись. В III в. н. э., например, было установлено, что раб своим пекулием за долги господина не отвечает. Раб был наделен правом отчуждения пекулия и передачи его по наследству. Он в полном объеме отвечал по своим обязательствам, получил право обращаться в суд с иском, в том числе предъявлять иск господину.

Обладавшие пекулием рабы нередко достигали значительной имущественной состоятельности, сами имели рабов. Изменение этой частью рабов отношения к средствам производства меняло и их правовое положение. Они выкупались на свободу. Таким образом, институт пекулия послужил к облегчению правового положения наиболее предприимчивых и энергичных рабов, умевших извлекать доходы из имущества пекулия.

Рассмотрим теперь вопрос о порядке освобождения рабов из рабства.

До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина.

В древнейший период существовало три способа такого освобождения:

1. Путем составления завещания. В завещании господин мог указать:

  • что раб становится свободным с момента вступления завещания в действие, то есть с момента смерти господина,
  • что раб становится свободным в момент наступления определенного условия (например, если раб внесет определенную сумму наследнику).

Завещатель мог также возложить на наследника обязанность освободить рабов. Раб в этом случае становился свободным с момента совершения наследником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина.

2. Путем внесения в списки граждан с ведома господина.

3. Путем совершения мнимого процесса о свободе.

Что собой представлял этот процесс? Господин, раб и третье лицо по соглашению с господином являлись к магистрату, где третье лицо, разыгрывая роль истца, предъявляло виндикационный иск. При окончании разбирательства магистрат объявлял раба свободным. Впоследствии эта сложная процедура была заменена заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол.

Во второй половине республики появились новые неформальные способы освобождения из рабства, а именно:

  • путем составления заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей,
  • путем составления господином отпускного письма (отпущенный таким образом раб не становился свободным).

Начиная со времени принципата, рабы могли быть освобождены и в силу закона. Так освобождался из рабства раб, открывший убийцу господина, больной раб, раб, брошенный господином. В IV в. н. э. возникает церковная форма освобождения рабов, которая заключалась в том, что господин делал соответствующее заявление об освобождении в церкви.

Исходя из вышеизложенного, следует, что через всю историю римского права проходит процесс возрастания способов освобождения рабов из рабства.

При Диоклетиане было признано, что «даже неправильно данная свобода не может быть отобрана». Предполагается, что это было сделано во избежание эксцессов.

Римское государство пыталось ограждать институт рабовладения и не допускать освобождения рабов в широких размерах. В связи с этим в начале I в. н. э. было издано два закона, которые ограничили условия для освобождения рабов.

Первый закон, вышедший в 4 году н. э. ставил следующие ограничительные условия освобождения рабов:

  • для того, чтобы освободить раба, не достигшего 39 лет, или если такое освобождение делал господин, не достигший 20 лет, требовалась предварительная проверка особой комиссии, которая проверяла уважительные основания такого освобождения,
  • те рабы, которые были подвергнуты клеймению, относились после освобождения к числу перегринов и высылались из Рима,
  • ничтожно освобождение, совершенное во вред кредиторам, в преддверии обращения взыскания на имущество лица, которое освободило раба.

Второй закон ограничил число рабов, которые освобождались путем завещательных распоряжений. Согласно данному закону, господин, имевший до 3 рабов, мог освободить не более 2, имевший до 10 – не более половины и т. д. В праве Юстиниана второй закон был отменен полностью, а из первого закона в силе осталась только необходимость разрешения освобождения рабов господином, не достигшим 20 лет, и освобождение во вред кредиторам.

Колоны. На третьем этапе римского права значительнуючасть населения составляли колоны. Римские юристы колонами называли любых арендаторов:

  • тех, кто получал землю и инвентарь по договору или сидел на земле из поколения в поколение,
  • тех крупных арендаторов, которые обрабатывали землю с помощью своих рабов или сдавали землю небольшими участками субарендаторам.

Колоны, как новая категория юридически зависимых людей, возникла в период империи. В период империи юридически зависимый колон становится фигурой экономически все более важной для хозяйственной жизни Рима. Сдача мелких участков земли в аренду за натуральный оброк становится более выгодной, чем обработка земли рабским трудом.

Колоны пополнялись главным образом из беднейших слоев населения. Беря в аренду земельные участки, колоны попадали в экономическую зависимость от землевладельцев, как на почве денежных займов, которые им предоставляли землевладельцы, так и на почве задолженности по оброчным платежам. Колоны считались свободными людьми, а за пользование землей несли ее собственнику определенную плату, выполняли повинности.

Колон мог иметь свою семью, самостоятельно вел хозяйство, первоначально обладал правом распоряжаться своим имуществом, мог передать его по наследству, завещать. Со времени Диоклетиана происходит постепенное прикрепление колонов к земле. Первым актом, прикрепляющим колонов к земле, была конституция 332 г. Конституция устанавливала принудительное возвращение колонов на самовольно оставленные ими земли. Беглых колонов надлежало возвращать хозяевам и заставлять их работать закованными в цепи.

В 357 г. н. э. принимается другой закон, по которому воспрещалась продажа земли без живущих на ней колонов.

Таким образом, появилась новая категория зависимых людей, которые не были лишены правоспособности в частноправовых отношениях, но прикреплены к земле, на которой они жили и которую они обрабатывали. Землевладелец в свою очередь не вправе был изгнать колона со своей земли, не вправе продать землю без колонов либо колонов без земли.

Какие же существовали основания для возникновения колоната:

  • рождение от родителей, хотя бы один из которых являлся колоном,
  • соглашение, в силу которого свободный поселялся на чужой земле в качестве колона,
  • проживание на чужой земле в течение 30 лет, на условиях, на каких жили колоны.

В колонов превращались трудоспособные лица, если они были изобличены землевладельцами в занятии нищенством.

Основания возникновения колоната рассмотрены. Теперь рассмотрим основания его прекращения. Таких основания было два:

  • приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка,
  • возведение в епископский сан.

Со временем в рамках этой широкой и довольно расплывчатой категории арендаторов сложился весьма значительный слой крестьянского населения, который по своему отношению к средствам производства и правовому положению стал приближаться к феодально-зависимым крестьянам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
autoreflex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: